Николай Головкин
Николай Головкин - публицист и эссеист, член Союза писателей России. Родился 4 ноября 1954 года в Ашхабаде (Туркмения) в семье потомственных москвичей.В печати – с 1968 года. В 1977 году окончил факультет русской филологии Туркменского государственного университета имени А.М.Горького.В 2007-2008 годах работал в пресс-службе Фонда «Андреевский Флаг» и Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», проходившей по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и посвященной историческому воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии.
11.11.11.По информации организаторов, юбилейную, десятую выставку «Православная Русь — к Дню народного единства», которая проходила в Москве 4-7 ноября, посетило 70 тысяч человек.
…Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстояньи…
С. А. Есенин
Об этой уникальной выставке, которая с помощью новейших IT-технологий познакомила гостей с результатами трудов последних двух десятилетий по возрождению церковной жизни в России и других странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата, уже много писали и говорили. Но и сегодня, когда её работа завершена, интерес к выставке не ослабевает.
Выставка-форум была приурочена к двум праздникам, которые отмечаются 4 ноября в России: государственному — Дню народного единства, и церковному — в честь Казанской иконы Божией Матери. Это – центральное событие празднования Дня народного единства в России и самый масштабный в нашей стране церковно-общественный проект. В рамках выставки прошли презентации книг, церемонии награждения лауреатов конкурсов, состоялись мастер-классы, круглые столы, выступили фольклорные коллективы. Впервые за всё время проведения таких выставок её максимально приблизили – в прямом смысле этого слова! – к зрителям. Разрешалось «звонить в колокола», «совершать путешествие» по всем епархиям Русской Православной Церкви, которые есть на земном шаре. Теперь, по окончании работы, выставка будет экспонироваться в крупных городах России и ближнего и дальнего зарубежья в течение 2012-2014 годов.
Церемонию открытия выставки 4 ноября возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Обращаясь к собравшимся, он отметил, что прошло 20 лет с тех пор, как началось возрождение нашей Церкви, «и за эти 20 лет на просторах Святой Руси произошло то, что не происходило за всю историю рода человеческого».
«Ни одна страна, ни одна цивилизация, ни одна религиозная группа, ни одна Церковь не переживала то, что пережили мы, — грандиозное возрождение Православия. Это тысячи восстановленных храмов, сотни монастырей; это учебные заведения, больницы, хосписы, социальные центры, школы для взрослых и для детей; это работа с Вооруженными силами и в местах лишения свободы».
«Мы вложили наши силы, наше разумение, наше горячее чувство веры в то, чтобы возродилась Русь», ― сказал Святейший Патриарх Кирилл. «Сегодняшняя выставка не повод для триумфализма, хотя нельзя не отметить всего того, что было сделано, потому что это уникальное событие в мировой истории. Сегодняшняя выставка должна помочь всем нам понять, чем является Русская Церковь и, уже отталкиваясь от этого фундамента, двигаться вперед с тем, чтобы вера становилась той движущей силой, которая способна совершать чудеса, как было чудом освобождение Руси в начале XVII века от врага, покорившего столицу, вошедшего в Кремль», ― отметил Первосвятитель.
***
Так сложилось, что поехал я на выставку 7 ноября, в день 94-й годовщины Октябрьской революции, ныне обычный рабочий день, уже ближе к вечеру.
Выхожу из метро на Театральной, направляюсь к Центральному Манежу. Хмуро, зябко, центр почти безлюден. Чуть ни на каждом шагу усиленные наряды полиции.
Мысленно про себя: «Моя полиция – меня бережёт».
На мои вопросы, как лучше пройти на выставку молодые стражи порядка отвечают хоть и не очень внятно, но весьма, весьма вежливо.
В результате я обошёл Манеж, словно крестным ходом храм, по часовой стрелке. Слова «крестный ход», «храм» здесь, впрочем, вполне уместны. Центральный зал выставки, как потом увидел, действительно напоминал храм.
***
В праздники вокруг храмов совершаются крестные ходы. Вот и я совершил свой. Совершил во имя великой святыни – Тихвинской иконы Божией Матери, которая была доставлена в Москву, в Центральный Манеж, из Тихвинского Успенского монастыря под Сант-Петербургом. Каждый день перед началом работы выставки перед святыней, которой без малого двадцать веков, совершался молебен.
В 2004 году этот Образ Божией Матери вернулся в Россию после 60-летнего пребывания на чужбине. Возвращение чудотворной иконы Богородицы во многом стало возможным благодаря стараниям покойного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, его заботам об укреплении связей Православных церквей России и Америки.
По церковному преданию, сей Образ – один из нескольких, что написал ещё при земной жизни Богородицы святой апостол Лука.
В V веке этот Образ был перенесен из Иерусалима в Константинополь, где во имя него воздвигли храм, известный под именем Влахернского.
За несколько десятков лет до падения Константинополя и начала турецкого ига Образ таинственным образом исчез...
Чудесное явление в XIV веке, в 1382 году, через два года после Куликовской битвы, в северных пределах Руси, Влахернской иконы Божией Матери наши благочестивые предки расценили как Промысл Божий.
Как говорится в «Сказании о явлении и чудесах иконы Тихвинской», она явилась в лучезарном сиянии, образ парил в воздухе над водами Ладожского озера. Простые русские рыбаки со страхом и почтением взирали на это чудо. Потом икона удалилась от них и явилась уже в другом месте, неподалеку от озера. Неоднократно появлялась она то тут, то там, даруя исцеление страждущим, пока не остановилась неподалеку от будущего города Тихвина, на реке Тихвинка. Икона опустилась на землю.
Об этом чуде узнал и великий князь Димитрий Донской, который повелел поставить здесь церковь. Из Москвы отправились несколько священников и диаконов, чтобы служить при явленном Образе Божией Матери.
Весьма почитал Тихвинскую икону Божией Матери, как и его отец Василий III, Иван Грозный. По его повелению был основан Тихвинский мужской монастырь, главным собором которого стал Успенский, в нём хранился чудесный Образ.
В Смутное время Тихвинская икона Божией Матери стала одной из особо почитаемых икон Пресвятой Богородицы на Руси, Небесной Покровительницей защитников Отечества.
Когда началось изгнание из пределов Руси польских и шведских оккупантов, шведский военачальник, француз по происхождению, Жак Делагарди, который слышал о чудесном заступничестве Тихвинской, пришёл в ярость. Он отправил из Новгорода на Тихвин военный отряд, приказав ему разрушить до основания монастырь, а икону доставить ему. Во время осады Тихвина шведами к одной благочестивой женщине во сне явилась Богоматерь и сказала, что, если монахи с Тихвинским образом в руках обойдут вокруг монастыря, враг отступит. Так и получилось. После того, как крестный ход состоялся, шведы, объятые непонятным ужасом, сняли осаду и позорно бежали.
10 февраля 1617 года в деревне Столбово между Россией и Швецией был заключен мир. Тихвинская икона становится общерусской святыней. Заключение мира со Швецией было первым крупным дипломатическим успехом только что восшедшего на престол юного царя Михаила Федоровича, основателя династии Романовых.
26 июня (по Григорианскому календарю – 9 июля), в день окончательной победы над шведами, был установлен праздник в честь чудотворного Образа, оберегавшего наше воинство.
Прославилась Тихвинская икона и во время Великой Отечественной войны. До ноября 1941 года на Волховском фронте, несмотря на отчаянное сопротивление советских войск, продвижение фашистов продолжалось.
Ленинград попал в блокаду. Лишь узкая полоска земли разделяла немецкие армии и финские. Если бы они соединились, замкнули кольцо, тогда Ленинград был бы обречен. Но именно здесь, под Тихвином, противник был остановлен.
Денно и нощно монахи и прихожане молились пред святым Образом Богородицы. Сердца наших воинов переполнялись решимостью сломить вражью волю.
В ходе Тихвинской оборонительной операции наши войска нанесли ощутимый урон соединениям группы армий «Север» и не допустили соединения немецких и финских войск на реке Свирь.
10 ноября 1941 года именно от Тихвина, который стал последним пунктом на пути продвижения немцев в сторону Вологды, началось самое первое в Великой Отечественной войне наступление наших войск – Тихвинская наступательная операция.
В ходе этой операции Советская армия смогла продвинуться вперед на 100 – 120 километров и отбросить противника за Волхов. Опасность того, что немецкая армия соединится с финской, миновала. План врага полностью изолировать Ленинград от всей страны оказался сорванным.
Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили и вывезли с территории монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская Богоматерь. В начале 1942 года они привезли икону в Псков в распоряжение военной комендатуры и поместили в хорошо охраняемую оружейную комнату. В начале 1944 года, перед тем как бежать из Пскова, фашисты вывезли все имевшиеся там культурные ценности, включая Чудотворную икону Тихвинской Божией Матери, в Ригу. Здесь икона была передана на попечение епископу Рижскому Иоанну Гарклавсу. В конце войны владыка покинул родину, спасая русскую православную святыню.
***
Мне вспоминаются июньские дни 2004 года, когда Святой Образ наконец-то вернулся в Россию. Над Храмом Христа Спасителя летала стая белых голубей, символизирующих благую весть. Облака уплывали далеко за горизонт. И небесная синь над столицей напоминала Покров Пресвятой Богородицы...
Тысячи верующих собрались возле Храма Христа Спасителя. И, наверное, все мы не раз потом будем рассказывать своим детям и внукам о встрече с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери.
Незаметно пролетели четыре дня, в течение которых и днем, и ночью в Храм Христа Спасителя верующие шли поклониться иконе. Многие из них приехали в Москву из других городов. Пожилые приносили с собой складные стульчики – ведь ждать в очереди приходилось по нескольку часов. Молодые, беря пример со старших, чинно молчали или читали молитвы. Но особый свет надежды озарял лица инвалидов, которые выделялись в огромной очереди, опоясавшей храм. За исцелением к Чудотворной они добирались на колясках сами или в сопровождении близких.
Начинается вечерняя служба. Благодаря радиотрансляции все, что происходит внутри храма, можно слышать далеко окрест. И площадь перед храмом, заполненная священнослужителями приходов столицы и мирянами, то благоговейно замолкает, то подхватывает слова молитв.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Блаженнейший Митрополит всея Америки и Канады Герман совершают молебен с чтением акафиста перед Тихвинской иконой Божией Матери.
Но вот молебен закончен. Чудотворный образ торжественно выносят из Храма Христа Спасителя. Начинается Крестный ход. Его возглавляют Святейший Патриарх Алексий и Митрополит Герман. Святыню в бронированной капсуле несут представители духовенства в голубых облачениях, традиционных для богородичных праздников. Благолепие празднику придают несколько мужских и женских хоров.
Сначала Крестный ход направляется вокруг Храма Христа Спасителя. Затем идет по Кремлевской набережной к Красной площади. Параллельно с Москвой-рекой возникает и движется еще один живой, стремительный поток.
Кажется, здесь трудно отыскать кого-либо. Но вот вижу знакомое лицо и здороваюсь. Это – выдающийся русский писатель Владимир Крупин.
- Ничего подобного в жизни не видел, – признается Владимир Николаевич. – Сегодня настоящий праздник...
Толпа разлучает нас у самой Красной площади.
И вот окончание нашего пути. У Казанского собора. Святейший Патриарх Алексий и Митрополит Герман совершают ещё один молебен. Предстоятель Русской Православной Церкви осенил Чудотворным Образом Первопрестольный град Москву, молясь, чтобы «Царица Небесная сохранила Отечество наше от бед, скорбей и испытаний».
У Иверской часовни икону поместили в специальный автомобиль, и святыня отбыла из Москвы в Санкт-Петербург.
***
Спустя семь лет после моей первой встречи в Москве с этой иконой, Царица Небесная через чудотворный Тихвинский Образ не только явила мне милость попасть на выставку в Манеж, куда, как оказалось, и шансов-то у меня попасть не было, но и поклониться ей.
Да, в этот день, как и в два предыдущие, вход на выставку был свободным, без билетов. Но нужно было или отстоять несколько часов в длинной очереди (а стояли в ней аж с девяти часов утра, и начиналась она на площади Революции). Или заранее получить аккредитацию, чтобы имя моё было в списках СМИ.
Но стоять в очереди уже просто смысла не было. Ведь на Спасской пробило уже пять часов вечера. Выставка же работала до семи. А в списках, что могло дать мне особое преимущество, я не значился.
И всё же надежду не теряю. Показываю журналистское удостоверение на одном посту, втором, третьем… Полицейские вежливо отказывают и посылают меня… в очередь, так сказать, не отрывайтесь от масс.
Наконец, на одном посту обратился за поддержкой к дежурившему с ними батюшке. И вот меня пропустили.
В Манеже после серого московского дня сразу же ощущаю атмосферу праздника.
Издали вижу чудотворный Тихвинский Образ, к которому уже у самого входа выстраивалась очередь.
«Благодарю Тебя, Матерь Божия!»
Духовенство вновь в голубых облачениях.
С первых шагов выставка поражала и своим ярким, неординарным дизайном, и впервые за годы её проведения широко применяемыми в экспозиции мультимедийными средствами. Даже если бы я простоял до самого закрытия в очереди, чтобы поклониться святыне, средоточию, сердцу юбилейной выставки, одна её панорама дала бы представление о тех грандиозных духовных преобразованиях, которые произошли в жизни страны и Русской Православной Церкви за минувшее двадцатилетие.
Вот эта очередь – к иконе Тихвинской Божией Матери, поклониться которой пришли тысячи людей, для многих, безусловно, главное событие выставки.
Подхожу к святыне почти вплотную, крещусь. Решаю хотя бы бегло осмотреть выставку, потом уже стоять в очереди к Тихвинской.
***
«Манеж» в эти дни – гигантская мультимедийная инсталляция. Впервые Церковь заговорила здесь столь масштабно на языке высоких технологий.
Иду по коридору «за веру и правду пострадавших». Портреты священников и простых людей, репрессированных за веру и причисленных к лику святых. Из динамиков – музыка советских композиторов на тему войны. Известные каждому мелодии и мало кому известные цифры о репрессиях в годы советской власти.
В зале современной церковной утвари среди её блеска – простой дикирий для свеч, который для будущего Патриарха Алексия Первого рабочие путиловского завода изготовили … из деталей пулемета. Этот дикирий выставили здесь специально, чтобы напомнить о прошлом, о цене, которую Русская Православная Церковь заплатила за нынешнее возрождение.
В центральном круглом зале, напоминающем храм, на купол проецировался лик Христов.
По окружности всего зала выведены изображения известных святынь – монастырей и храмов, возрождённых за минувшее двадцатилетие. Рядом с ними – цитаты о вере и духовности классиков русской литературы и современных писателей.
Используя мониторы, в этом зале можно познакомиться с жизнью 190 епархий Московского Патриархата по всему миру, а благодаря интерактивной карте словно воочию увидеть деревянную церковь, построенную на острове Ватерлоо в Антарктиде – единственный здесь христианский приход.
А вот стенд, оснащенный мультимедийным экраном и динамиком в форме колокола. Он позволяет выбрать одну из церквей и прослушать звон именно её колоколов.
***
Один из волнующих итогов минувшего двадцатилетия – выставочная экспозиция, посвященная этапам Воссоединения Русской Православной Церкви. Она представлена специально подготовленным для этого фильмом и слайд-шоу из редких фотографий, которые транслировались на двух плазменных панелях.
Вот на одном из фото прекрасного фотомастера Владимира Ходакова – Святейший Патриарх Алексий (Ридигер; † 2008) и Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла; † 2008). Они – лицом к лицу. Два мудрых старца, их седовласые главы обнажены в знак примирения, примирения верующих людей в Отечестве и рассеянии. Перед уходом в вечность это стало главным делом их земной жизни.
В незабываемый день 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя – мне довелось тогда там присутствовать, молиться! – Патриарх Алексий и митрополит Лавр в присутствии Президента России Владимира Путина подписали «Акт о каноническом общении» и впервые вместе отслужили литургию.
Так были восстановлены полноценные канонические отношения между Русской Православной Церковью (Московский Патриархат) и Русской Зарубежной Церковью – «красной» и «белой» Церквями, как их часто называли после 1927 года, когда церковная эмиграция обвинила в соглашательстве с безбожной властью остающихся на свободе священнослужителей во главе с митрополитом Сергием (Страгородским). Это воссоединение стало важнейшим событием минувших лет в религиозной жизни России. Был завершен конфликт между двумя ветвями Русской Православной Церкви – Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью.
***
Успеваю ещё осмотреть зал, где представлены стенды общецерковных учреждений и благотворительных фондов, оказывающих поддержку Русской Православной Церкви, стенды «Русское Патриаршество», «Русская Православная Церковь. Административное устройство», «Программа «200 храмов Москвы»».
Здесь узнаю, что работа выставки продлена до 20.00.
***
Мне очень хочется поклониться Тихвинской, приложиться к святыне. Завершив беглый осмотр выставки, я вновь всего в нескольких шагах от иконы.
Люди всё идут и идут к ней. Паломников не уменьшилось. Ищу, где начало очереди. Спрашиваю об этом организаторов. Кто-то из них вдруг пропускает меня к иконе. И вот уже, приложившись к святыне, я тоже получаю маленькую бумажную иконочку на молитвенную память с благословением святейшего Патриарха Кирилла.
Уже отойдя чуть в сторону, мысленно благодарю Божию Матерь за её милость ко мне.
***
На нижнем этаже Манежа осматриваю экспозицию работ художников, знакомлюсь со стендами православных издательств, на одном из которых покупаю книгу – давно мечтал! – наместника Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) «"Несвятые святые" и другие рассказы». Это ставшая популярной в короткое время, книга, получившая множество прекрасных отзывов. Среди прекрасных отзывов на книгуи отзыв президента Фонда исторической перспективы, доктора исторических наук Наталии Алексеевны Нарочницкой:
«…В этих коротких и совершенных по литературной форме и эстетике рассказах, – подчёркивает Наталия Алексеевна, – удалось через малое сказать так много о большом! Сам Архимандрит Тихон в рассказах везде остается именно послушником, и не скрывает много забавного и очень жизненного о себе и полумальчишеском скепсисе и сомнениях на своем пути. Когда сегодня ставший отцом-наместником Сретенского монастыря архимандрит Тихон уже многих своих печерских наставников перерос и сам является наставником и духовным отцом очень многих и многих ярких и незаурядных людей, особенно трогательны его бережное почитание и неизбывная благодарность к той лествице, которой стала для него Псково-Печерская обитель…».
***
Одеваюсь, иду к выходу. Вновь – уже третий раз сегодня! – милость Божией Матери ко мне.
Вижу, что священники вынули из временного киота специальную капсулу с Тихвинской и на руках понесли икону к выходу из Манежа. Как и все, молитвенно опускаюсь на колени, а потом, поднявшись, оказываюсь в первых рядах, провожающих святыню крестным ходом к автобусу.
Каждый, конечно, молится и думает о своём, сокровенном. Но, наверное, и о нашей Отчизне тоже.
Несмотря на оптимистический в целом тон выставки-форума, она была посвящена и путям решения демографического кризиса, другим вызовам времени.
Что же будет с нами завтра? Хочется верить, что коль скоро у нас есть такие святыни, как Тихвинская, выстоим.
Ещё несколько минут все мы провожаем Образ Божией Матери –выстраиваемся слева и справа от автобусов: в первом батюшки, во втором Тихвинская, автоколонну сопровождают две полицейские машины. Радостно поём тропарь, кондак, величание святыне.
И вот она отправляется в обратный путь в обитель, осеняя благодатью безбрежные просторы России. |