Татьяна Хлебянкина - поэтесса, член Союза писателей России, зав. Домом-музеем С.А.Клычкова в д. Дубровки Талдомского р-на, Московской области.
«Мне вешний ветер – поводырь...»
По клычковским местам талдомского края
Тема путешествия, странствия проходит красной строкою через всю жизнь и творчество С.А.Клычкова.
Я иду за плечами с кошёлкою,
С одинокою думой своей.
По лесам, рассыпаясь и щёлкая,
Запевает весну соловей.
Попадают мне странницы, странники,
Как и я, все идут не спеша,
Зацветают поля и кустарники,
И моя зацветает душа.
Очевидно, страсть к путешествиям была у Клычкова в крови и передалась по наследству от деда, Никиты Родионовича Клычкова, который частенько уходил в святые места, на богомолье, и даже бывал на святой горе Афон.
Известно, что Клычковы были из старообрядцев австрийского толка, белокриницкого согласия. Их духовный центр, основанный донскими казаками, в селе Белая Криница, находится ныне на Украине, а до революции он располагался на территории Австро–Венгрии. Возможно, туда-то и уходил дед поэта.
Сам Сергей Антонович мечтал побывать на Новом Афоне, «поплакать в ту землю», это исполнилось только в 1929 году.
Ранее со своим другом Петром Журовым, летом 1911 года, Клычков совершил пешеходную прогулку по Волге: Савёлово – Кузнецкое (ныне Конаково) – Клин. А в июне 1913 года с ним же отправился по «Батыевой тропе» в град Китеж (на озеро Светлояр).
До этого, весной 1913 года, С. Клычков с Г. Забежинским совершил паломничество в старинный Николо-Пешношский монастырь под Дмитровом. Похоже, что именно об этом монастыре писал Клычков в романе «Князь мира» в 1927 году, называя его Николонапестовским, «построенном будто ещё во времена Калиты, сожжённом в татарское иго и обновлённом уже Иоанном... словом – Сергиевскому не уступит!»
Бывал Сергей Клычков и в Италии, служил во время Первой мировой войны в Финляндии, затем – на Западном фронте и в Крыму (в Балаклаве).
После революции с первой женой Евгенией Лобовой жил в Алупке, в Ялте, а в начале 1930-х годов побывал поэт на севере, пытаясь найти следы вогулов как переводчик их эпоса под названием «Мадур – Ваза победитель».
Но больше всего, конечно, Клычков путешествовал в юности по родной тверской глубинке Калязинского уезда.
В очах – далёкие края,
В руках моих – берёзка,
Садятся птицы на меня,
И зверь мне брат и тёзка...
Мне вешний ветер – поводырь,
Попутчиками – тучи,
И я крещусь, как богатырь,
Среди полей могуче...
В очерке-воспоминаниях «О родном крае, поэте–писателе–переводчике Клычкове Сергее Антоновиче» брат поэта, Алексей Сечинский, рассказывает о своих походах с Сергеем на Дубну, к Боровой мельнице у д. Гусенки, на охоту за тетеревами, утками, глухарями. Упоминает он дубровские места: Чертухино, Потапиху, Осинник, Казенник, Малый мох, Большой мох, Светлые болота, речку Куйменку и др. Многие из этих мест стали литературными топонимами и попали на страницы книг С.Клычкова, особенно трёх его романов (из жизни российского крестьянства) – «Князь мира», «Чертухинский балакирь», «Сахарный немец».
В них упоминает С. Клычков о поповом доме неподалёку от лужайки рядом с «Дубной на пологом уклоне», о «немудрёной церковенке, стоявшей на отшибе, деревянной, главный колокол весил всего сорок пудов». Похоже это по описаниям на близлежащие от Дубровок храмы Казанской Божьей Матери (с. Стариково), преподобного Сергия Радонежского (Зятьково), деревянную Георгиевскую церковь с. Веретьева на р. Дубне (построенную в 1778 году). Напоминают наши сёла по описаниям Клычкова вымышленное им село Чертухино: «на дубенском зелёно-муравном крутом берегу встанет в полночь наше большое село Чертухино, разойдутся избы перед глазами по берегу... По-за селом, в стороне из-за ветел и лип, в берёзах вся, в тополях, поднимет к небу высоко-высоко наша сельская церковь... синих ПЯТЬ куполов, И звёзды на них смешаются с звёздами в небе...»
И даже сравнивается «тёмный грудной звон нашего чертухинского колокола и заливистый на бабий лад шалтай-болтай гусёнской колокольни…»
Среди персонажей С.Клычкова связанных с православными местами – «рыжий дьякон с Николы-на-Ходче», так назывался в народе один из старейших и обширных храмов в нашем районе – храм Воскресения (известный с 1628 года).
Другой персонаж, барин Бачурин, основал Александровский женский монастырь в селе Маклаково, куда «богомольцы... сходились в Петровки в старое время без счёта».
Уездный город Чагодуй напоминает нам во многом город Талдом, где есть «Музей местного края», в котором «чего только не собрано с нашей округи... Будешь в Чагодуе, зайди непременно, всякая диковина и пустяковина, а главное – медведь налицо!..»
Пишет Клычков и о кладбище, которое в третьем (1923?) году превратили в парк – действительно, около нашего районного Дома культуры было местное кладбище, а у ДК «Колос» – староверское кладбище. На нём, скорей всего, похоронены предки поэта и бабка Авдотья, попавшая под поезд вместе с лошадью у д. Рассадники.
Бывал, конечно, С. Клычков частенько и в Талдоме, особенно в базарные дни. Заходил в гости к своей сестре на улице Красина, к знакомым купцам Волковым, Киселёвым и их детям, общался с врачом Жардецким, талдомской интеллигенцией, сиживал в трактире Ф.Киселёва, поднимаясь туда по тридцати ступенькам на 2 этаж (ныне это здание районной библиотеки). Там же в 1920 году была школа, где проходил вечер чтения стихов с участием С. Клычкова и его друзей-поэтов В.Кириллова и М.Герасимова…
P.S. Сотрудниками Дома-музея поэта на сегодняшний день разработаны две увлекательные экскурсии: пешеходная – «По Клычковскuм местам городского поселения Талдом» и автобусная – «По Клычковскuм местам Талдомского края». Их можно заказать и совершить незабываемые путешествия. |