Михаил Дмитрук
Михаил Дмитрук - писатель, журналист, сотрудник журнала "Природа и Человек, XXI век".
02.03.12. Состоялась премьера фильма, посвящённого игумении Елисавете (Беляевой), возродившей Спасо-Елеазаровский монастырь …
Ради возрождения великой национальной идеи «Москва - Третий Рим» отдала все свои силы и саму жизнь игумения Елисавета (Беляева). Символом того, что идея осуществима, стало чудесное возвращение к жизни Спасо-Елеазарова монастыря, где родилась эта идея. Он был восстановлен из руин всего за десять лет благодаря трудам его первой настоятельницы матушки Елисаветы. За эти годы она успела сделать больше, чем многие люди за всю свою жизнь.
Но главное дело матушки осталось незаконченным: с огромным трудом, преодолевая яростное сопротивление, Москва возрождается как Третий Рим - духовный, где сосредоточены силы добра, удерживающие мир от глобальной катастрофы, близость которой стала ужасной реальностью наших дней. Мы должны продолжить труды игумении Елисаветы, если хотим, чтобы наши дети имели будущее. Об этом шла речь на презентации документального фильма «Матушка и храм», которая состоялась недавно в Центральном Доме Кино.
Тайна России
В начале XV века в пустынном месте на берегу Толбы в 28 верстах от Пскова поселился монах Евфросин, который покинул монастырь и пришёл сюда для более глубокой сосредоточенной молитвы. Но однажды в тонком сне ему явились Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, которые повелели на этом месте построить храм в честь трёх святителей и основать монастырь. Они открыли ему, ради чего потребуются эти труды.
Вместо уединённой молитвы и подвигов в пустыне монах Евфросин основал монастырь - для великого дела, от которого зависело будущее Святой Руси, Православия и всего человечества. Это будущее начало открываться, когда из Константинополя привезли в монастырь великую святыню - Цареградскую икону Божией Матери. Провидя падение Византии (Второго Рима) в 1453 году, Патриарх Геннадий заранее отправил икону на Русь. А где эта икона, там обитает Сам Царь Небесный. И если её перевезли на Русь, то с Божией помощью она должна возродить славу и продолжить служение Византии.
Тогда казалось, что это совершенно нереально: третий век Русь находилась под игом Золотой Орды, и все попытки сбросить его в конечном итоге приводили к поражению. Но после обретения Цареградской иконы, во второй половине XV века Русь стала чудесным образом укрепляться, превращаться в мощную державу с единым центром, а Золотая орда, наоборот, развалилась на несколько слабых ханств.
Много раз хан Орды Ахмат поднимал войско против Москвы, но всегда получал отпор. Наконец, когда в 1474 году ханские послы очередной раз прибыли за данью, Великий князь Московский Иоанн III отказался её платить. Послы принесли басму - куклу, символически изображавшую хана. Ей Великий князь должен был поклониться в знак покорности владыке. Но Иоанн III растоптал куклу и велел передать хану Ахмату: «Что было с басмой, будет и с тобой, если не оставишь меня в покое». Послы схватились за оружие, но их вывели из палат вон, провожая оплеухами.
И настало время открыть тайну иконы. Монах Евфросин за год до успения принял схиму с именем Елеазар и скончался в возрасте 95 лет (был прославлен в лике святых на Московском соборе 1547 года). А тайну Цареградской иконы он передал своему ученику - старцу Филофею, который стал игуменом Спасо-Елеазарова монастыря. Тот и поведал тайну Великому князю Московскому Василию III. В своём послании к нему старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за Православие и за человечество: «Москва - Третий Рим; четвёртому не быть». На Россию возложена миссия Удерживающего от вопиющего зла - прихода в мир Антихриста; не будет России, не будет и остального мира, наступит конец истории - вот основная мысль откровения, которое получил старец Филофей от Господа и преподобного Евфросина. Эта идея была горячо воспринята Василием III, в знак чего в Коломенском был возведен Храм Вознесения Господня - который стал не только центром Москвы, Московского царства, но и всего Православного мира. И очень символично, что именно в этом храме 15 марта 1917 года, после падения царского самодержавия, была обретена икона Божией Матери «Державная», как символ сохранения Православного Царствия.
Но вернёмся к тайне Третьего Рима. Тогда казалось, что осуществить эту идею совершенно нереально: третий век Русь находилась под игом Золотой Орды, и все попытки сбросить его в конечном итоге приводили к поражению. Но после обретения Цареградской иконы, во второй половине XV века Русь стала чудесным образом укрепляться, превращаться в мощную державу с единым центром, а Золотая орда, наоборот, развалилась на несколько слабых ханств. Много раз хан Орды Ахмат поднимал войско против Москвы, но всегда получал отпор.
Наконец, когда в 1474 году ханские послы очередной раз прибыли за данью, Великий князь Московский Иоанн III (сын Василия III) отказался её платить. Послы принесли басму - куклу, символически изображавшую хана. Ей Великий князь должен был поклониться в знак покорности владыке. Но Иоанн III растоптал куклу и велел передать хану Ахмату: «Что было с басмой, будет и с тобой, если не оставишь меня в покое». Послы схватились за оружие, но их вывели из палат вон, провожая оплеухами.
Татаро-монгольское иго, продолжавшееся два с половиной века, закончилось великим противостоянием русских и татарских войск на реке Угре в 1480 году. Выстоять против татарской рати человеческими силами было невозможно - Сам Господь вдохновил на это Великого князя и русское воинство по молитвам Цареградской иконе Божией Матери в Спасо-Елеазаровом монастыре.
Чудесное избавление от ордынского ига очень воодушевило великих князей и весь русский народ. Они восстанавливали и укрепляли Святую Русь, опустошённую и обескровленную за сотни лет набегов и грабежей. Москва действительно становилась Третьим Римом. Эта идея получила наиболее полное воплощение и была закреплена законодательно при Царе Иоанне Грозном. Но реформы Патриарха Никона и Петра Первого извратили её смысл. В руководстве страны возобладали имперские амбиции - те самые, которые когда-то погубили Первый Рим. Идея Третьего Рима - духовного - была осмеяна. Её провозвестников - старцев Евфросина и Филофея велено было забыть. Враждебные силы сумели перевести Россию на путь, ведущий к погибели. Через двести лет реформы, начатые Петром, разрушили православную основу российской государственности, лишили народ объединяющей и вдохновляющей силы, в результате страна стала лёгкой добычей политических бандитов. Более ста лет они занимались уничтожением Православной веры и народа-богоносца беспрерывными революциями, войнами, перестройками и другими методами геноцида. Достигли в этом большого успеха: по статистическому прогнозу великого учёного Дмитрия Ивановича Менделеева, к XXI веку народонаселение России должно было превысить 300 миллионов человек, а на самом деле его осталось меньше 150 миллионов. То есть за сто лет народ уполовинили. И, если так будет продолжаться, то к концу нынешнего века он исчезнет с лица земли.
А главное - людей лишают исторической памяти; идея Третьего Рима старательно замалчивается или извращается учебными программами и средствами массовой информации. Но настало время рассказать правду.
Чему завидовать
Чем больше успехов было у матушки Елисаветы в служении Богу, Отечеству, ближним, тем больше она получала... не похвал и благодарности, а обвинений и клеветы. Средства массовой информации распространяли небылицы о незаконном расширении охранной зоны монастыря, о корыстных интересах его настоятельницы. О выколачивании государственных средств на реставрацию обители, хотя в нашей стране Церковь отделена от государства. Эти, мягко говоря, незаслуженные обвинения сыграли не последнюю роль в резком ухудшении здоровья и преждевременной смерти игумении Елисаветы.
Через полтора года после кончины - на презентации фильма «Матушка и храм» был задан вопрос: что руководило людьми, которые на неё клеветали? Ответ был банален: обыкновенная зависть. Клеветники не могли простить, что за последние десять лет своей жизни игумения Елисавета сделала больше, чем все они вместе взятые за всю свою жалкую жизнь.
Поистине жалкую, потому что эти люди глубоко несчастны: они пытаются реализовать себя нечестным способом - мешая реализоваться другим. Им кажется: без устранения конкурентов они никогда не достигнут успеха, потому что не имеют таланта и трудолюбия.
Я хочу показать им, чему же они завидовали: как на самом деле удалось матушке достичь поразительных успехов в возрождении монастыря? Может, подражая ей, и они чего-нибудь добьются?
Успех Татьяны Ивановны Беляевой (так звали в миру будущую игуменью Елисавету) начался... в раннем детстве. Она родилась в 1956 году в городе Зарайске в 150 километрах от Москвы. Наблюдая за ребёнком, знакомые с удивлением говорили родителям: «У вас Таня как старушка - тихая и мудрая. Книжница». По их представлениям, она и детства-то не знала, потому что не наигралась, не нашалилась со сверстниками. А на самом деле Таня была счастлива в мире книг, которые стала читать задолго до поступления в школу.
Было «чему завидовать» в отрочестве и юности, которые она «тоже не познала», потому что после школы делала уроки по 5-6 часов, а остальное время читала огромное количество дополнительных книг по художественной литературе, истории, философии. Ей некогда было дружить с мальчиками. Ещё больше она отдавалась учёбе на филфаке МГПИ им. Ленина, куда поступила в 1973 году.
Мораль ясна: чтобы добиться завидного успеха в зрелые годы, надо «угробить» на изнурительную учёбу детство, отрочество и юность. С ранних лет стать «старушкой»... Вы этому позавидовали, господа клеветники? Тогда вы упустили время. Но, по примеру Татьяны Беляевой, можете «лишить детства» своих детей - ради будущего успеха.
Впрочем, могу вас немного утешить. Однажды она охладела к учёбе. После смерти папы Татьяна ходила как потерянная: ушёл из жизни очень дорогой и любимый человек - и зачем теперь нужна её жизнь? Чтобы как-то развеять Татьяну, подруга привела её в любительский театр. И его руководитель оказался очень похож на покойного папу! Она с восторгом выполняла все его требования и пожелания. Два года занималась «лицедейством» - пожалуй, это было единственное мирское увлечение в её жизни. Потом она в нём раскаялась, но тогда ничего не могла с собой поделать: так сладостно было видеть «папу» и слушаться его во всём. Любовь к родителю, доведённая до абсурда, может быть предметом особой зависти для клеветников.
Божия избранница
Татьяна Беляева привыкла всё делать с любовью, на совесть, как можно лучше. Делать для людей, потому что о себе она меньше всего думала. Можно представить её трудолюбие и рвение, когда она узнала, что надо служить Богу. Но узнала не сразу. Чтобы развеять «театральный сон», Бог попустил ей болезнь, которую врачи считали неизлечимой. Рак!
Обследовав юную пациентку, врачи сказали её родным, что она не жилец на этом свете. Конечно, они прооперируют Татьяну, но шансы на выздоровление очень малы. И тогда верующие люди посоветовали ей поехать в Пюхтицкий монастырь в Эстонии, чтобы приложиться к чудотворной иконе Божией Матери и окунуться в целебном источнике. А православный писатель и богослов Николай Евграфович Пестов отправил с ней много своих книг для передачи сёстрам монастыря. За распространение церковной литературы в то время (1977 год) можно было получить несколько лет лишения свободы. Но чего ей бояться, если у неё рак в последней стадии?
Не правда ли, поступок, достойный подражания: когда, по мнению врачей, единственный шанс на выздоровление даёт срочная операция, пациентка убегает от них... в монастырь с мешком религиозной литературы, рискуя за неё попасть в тюрьму? Я очень рекомендую поступать так же критикам Татьяны Беляевой: без такого подвига будет невозможен завидный успех в дальнейшей жизни. Если, конечно, она продлится.
А чтобы жизнь продлилась (и в этом парадокс), надо полюбить Бога и ближних больше своей жизни. Эту любовь доказала Татьяна готовностью пожертвовать собой. И тогда Господь приостановил действие естественных законов - послал чудесное исцеление.
В Пюхтицком монастыре раба Божия Татиана впервые надела крестик и попала на первую в жизни исповедь. Чудотворная икона и целебный источник завершили очищение и преображение души и тела. Вечером в гостинице Татиана почувствовала, что душа её успокоилась, а в теле исчезла боль. Умиротворённая, она вернулась в Москву.
А там врач шумит: давно пора на операцию - срочно сделать рентген! Но когда он увидел снимок, прямо обомлел: опухоль... исчезла вместе с метастазами. Ни с чем подобным он не сталкивался в своей практике. И не мог столкнуться, потому что наблюдал действие естественных законов, а не их сверхъестественную отмену.
Медицина редко видит чудеса, которые часто происходят в Церкви. Бог возвращает человеку жизнь для служения Ему и людям. Вот и Татиане сказал Господь: «Ты моя, и ты будешь жить». Чудесное избавление от «неизлечимой» болезни полностью изменило её. На пятом курсе института она стала ездить в Троице-Сергиеву Лавру чаще, чем в родной Зарайск.
Духовная хирургия
Однажды Татиана пришла за советом к знаменитому старцу Науму, к которому стремилcя попасть вся Россия вместе с зарубежьем. Встала в самый конец огромной очереди, где казалось невозможным дождаться приёма. Но отец Наум неожиданно прошёл через очередь прямо к ней, опешившей от удивления и радости. «А вас мы давно ждали. Идёмте со мной», - сказал он Татиане, которую увидел впервые, и повёл её за собой.
Похоже, что прозорливый старец узрел в скромной паломнице будущую игумению Спасо-Елеазаровского женского монастыря, которая начнёт возрождение идеи Третьего Рима. На это было не способно огромное количество мужчин; а чтобы воспитать из женщины подвижницу веры и благочестия, которая сумеет преодолеть яростное сопротивление служителей тьмы, нужны были особые методы.
Отца Наума многие побаивались и сторонились: он отличался железной волей и жёсткостью даваемых послушаний, которая некоторым казалась жестокостью. Его называли «духовным хирургом», очищающим души от греховной скверны радикальными методами. Но только такой духовный отец был способен воспитать будущую настоятельницу монастыря, который имеет ключевое значение для возрождения России как наследницы Византии.
20 лет архимандрит Наум окормлял рабу Божию Татиану (в монашестве - Елисавету). Она отличалась огромной образованностью, всесторонней одарённостью, умением работать на равных с великими мира сего. И он действительно готовил её к высокому поприщу - но как! Выше всех этих достоинств отец Наум считал смирение. И благословил свою духовную дочь работать... в родильном доме... санитаркой. Она выполняла там самую неквалифицированную, грязную работу в течение пяти лет. И не считала это наказанием, скорее наоборот.
По благословению духовного отца Татиана крестила мирским чином детишек, которые родились безнадёжно больными, чтобы после смерти они получили жизнь вечную в лучшем мире. В то время никто кроме неё не занимался этой спасительной работой. И она была счастлива, что Бог дал ей такую возможность. А потом, с не меньшей любовью и жертвенностью, Татиана работала в интернате для детей-отказников.
Итак, отвечая критикам, можно сказать: чтобы стать преуспевающей настоятельницей монастыря, надо, получив высшее образование, начать с работы... санитаркой. Не правда ли, тут есть чему завидовать? Дипломированный человек, смирившийся до такой степени, становится способным на великие подвиги. Через много лет, стоя на руинах Спасо-Елеазарова монастыря, Татиана скажет сестре во Христе: «Ты знаешь, есть пророчество, что здесь восстановится монашеская жизнь». И сестра ей не поверит. В это не мог поверить никто из мирян - кроме Татианы. И её вера сотворила чудо.
Фото 1: Восстановленная Спасо-Елеазарова обитель.
С Богом всё возможно
А вдохновил её на этот подвиг знаменитый старец Николай Гурьянов с острова Залит. Он открыл ей сокровенную связь Спасо-Елиазаровой обители с историей России. И показал великую святыню - Цареградскую икону, которая исчезла (для богоборцев) после разгрома монастыря, но тайно хранилась у старца. Чтобы вернуть святыню в родную обитель, её надо сначала восстановить. И тогда начнётся возрождение Москвы как Третьего Рима. Ради этой великой цели нужно отдать все свои силы, а если надо - и саму жизнь. Согласна ли она на такое самопожертвование? О да! Только боится, что сил у неё не хватит.
Но старец Николай убедил Татиану, что с Богом всё возможно. Как несколько лет назад она с Божией помощью избавилась от смертельного недуга, который врачи считали неизлечимым, так и теперь Господь поможет ей совершить непосильное для людей - вернуть жизнь и великий смысл древней обители.
А теперь - самое интересное для критиков: какими методами она достигала свои «корыстные цели». В 1990-е годы Татьяна Ивановна Беляева начала добиваться возвращения верующим закрытого в 1918 году Спасо-Елеазаровского монастыря. Как и все в подобных случаях, она собирала подписи, обивала пороги - но секрет успеха был в другом. Раба Божия Татиана убедила сестёр во Христе читать по соглашению Псалтирь о возвращении обители. И с Божией помощью осуществилось то, во что неколебимо верила только будущая «настоятельница этих руин».
5 мая 2000 года Спасо-Елеазаров монастырь был возвращён Православной Церкви. 28 мая, в день памяти преподобного Евфросина, Татьяна Ивановна Беляева принимает иноческий постриг, а 17 июля - монашеский постриг в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. В августе того же года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, монахиня Елисавета назначается настоятельницей Спасо-Елеазаровского Великопустынского женского монастыря.
Она была убеждена, что в этой последовательности событий - Промысл Божий: «Разве это случайное совпадение? В 2000 году закрылась последняя страница истории России эпохи развала, эпохи коммунистической. В 2000 году были прославлены в лике святых Царственные мученики. Спасо-Елеазаровская обитель закрылась в год их убиения и открылась в год их прославления. Почти целое столетие шёл разгром православной России - Царства Третьего Рима. Сколько потеряно, сколько утрачено, сколько уничтожено за это время! Русскому народу предстоит много потрудиться над вверенным всем нам Богом достоянием, имя которому - Святая Русь».
Но больше всего, конечно, можно было «позавидовать» тому, что досталось матушке: печальные руины Спасо-Елезаровского монастыря. Десять лет она несла крест возрождения и строительства обители. Сегодня её труды воспринимаются как подвиг, о котором свидетельствует полностью восстановленный монастырь. Много лет матушка ратовала за возвращение в обитель самой древней из известных псковских икон - чудотворного образа Спаса Елеазаровского, хранившегося в музее. Передача святыни состоялась уже после кончины игумении Елисаветы - во время визита Святейшего Патриарха Кирилла 19 августа 2010 года. Его Святейшество оказал усопшей высшую честь - отслужил литию на её могиле.
Игумения Елисавета (Беляева) отошла ко Господу 4 июля 2010 года. Она сгорела, как свеча пред Престолом Божиим, всю себя без остатка отдав служению Богу и людям. Её погребение состоялось 6 июня - в День Всех святых, в Земле Российской просиявших. Матушку похоронили рядом с собором Трёх Святителей, которые шесть веков назад повелели воздвигнуть этот храм монаху Евфросину и открыли ему тайну Третьего Рима.
Эти совпадения, конечно же, не случайны. На протяжении всей жизни Татьяну Ивановну Беляеву а потом игумению Елисавету сопровождало благоприятное стечение обстоятельств, которое невозможно объяснить рационально. Её обвиняли в преследовании корыстных интересов, а на самом деле ей помогал Бог именно потому, что она служила Ему и людям совершенно бескорыстно, жертвенно, самозабвенно. Именно это провидел старец Наум четверть века назад, когда сказал «незнакомой» девушке, что её «давно ждали».
Многие собирали подписи и обивали пороги, но немногие получали необходимые средства для возрождения обители. Потому что Бог откликался на молитвы праведников и подвижников, к которым, несомненно, принадлежала матушка. Поэтому повторить её успех «очень просто»: надо совершать подвиг каждый день, всю жизнь, ничего не желая себе, всё отдавая ближним, Отечеству, Богу.
Методы успеха
Все, кто знал игумению Елисавету, не сомневаются в том, что успехов в добрых делах она добивалась не благодаря каким-то связям или покровительству, а молитвенным трудом, как и положено монахам. Вот лишь одна история, которую рассказал в Доме Кино на презентации фильма «Матушка и храм» президент группы компаний «Андреевский флаг» Александр Владимирович Мельник:
- Внучка рождалась у меня. Роды были тяжелыми, я звоню в Елеазарово: «Матушка, врачи говорят плохое, дома все плачут, а я ругаюсь на них. Но она говорит: «Да успокойтесь, всё хорошо будет». Внучка родилась. Мы уже выпить успели и порадоваться. Утром матушка звонит: «Ну, как там у тебя дела-то?» Я говорю: «Родила вчера ещё». - «А у меня-то сёстры молятся до сих пор»... Для нас для всех матушка была радостью и утешением и, наверное, таким ещё очень большим двигателем в нашей жизни.
...Меня очень вдохновляет то, что помощь игумении Елисаветы людям не прекращается до сих пор. Ярким свидетельством тому явились сами съёмки фильма «Матушка и Храм», которые в память о игумении Елисавете начались вскоре после её кончины. В этих съёмках, по словам очевидцев, «всё происходило как череда совпадений и неожиданных встреч». Вот какую историю рассказал режиссёр этого фильма Валерий Владимирович Шатин:
- Во время работы нам помогала... матушка. Вот не дадут соврать. Приезжаем снимать в город Псков. И слышим: «Дорогие москвичи - штормовое предупреждение: неделю будут дожди». А нам нужно снять красиво. Нужно снять храм глазами матушки. Так вы не поверите: всю неделю было солнце! Потом едем снимать Троице-Сергиеву Лавру. Нам нужно снять красиво эту святыню, духовное сердце России, где матушка воспитывалась и окормлялась 20 лет. Съёмка должна быть по графику - а в Москве и в Сергиевом Посаде дождь идёт стеной. Расстройство неимоверное: как снимать? Но пока ждали одного из участников съёмок (отец Андроник принимал экзамены у студентов Духовной академии) и брали у него интервью в преподавательской МДА, выглянуло солнышко. И когда мы вышли из древних стен Академии, Лавра сияла в лучах солнца и в каплях дождя на листве, цветах, куполах. Дождь омыл всё - стало гораздо красивее, чем просто в солнечный день.
Как стали возможны такие чудеса при жизни игумении Елисаветы и после её успения? На этот вопрос ответил Александр Владимирович Мельник: «Матушка была... женщиной, которая знала, как устроен мир, игуменьей и монахиней, которая понимала, что нужно делать». Поэтому мы должны с большим вниманием отнестись к её словам, сказанным незадолго до кончины и, по сути, ставшим её духовным завещанием:
«Мы живём в православной стране, и именно от нашего внутреннего состояния, от нашей внутренней чистоты, праведности зависит состояние нашей Родины, всего нашего народа, состояние всего мира. Мы должны помнить, что на России лежит великое избранничество Божие».
Наверное, эти слова являются лучшим ответам критикам: «от нашей внутренней чистоты, праведности» зависит не только личный успех, но и состояние всех людей. Поэтому надо подражать праведникам и подвижникам. Этим мы поможем возродить наше Отечество как духовное царство, Третий Рим, удерживающий мир от гибели.
Новый Иерусалим
Вот что сказала об этом в одном из своих выступлений известный учёный, автор многих книг Татьяна Васильевна Грачёва: проект Третьего Рима «призван объединить и защитить коллективный не-Запад, всех нищих духом, всех отверженных коллективным Западом и обречённых на рабство и уничтожение. Россия не может спасать себя, не спасая других. В этой своей духовной миссии Третий Рим как политический проект не может существовать без опоры на духовный проект России как империи духа, как нового Иерусалима».
Вот, оказывается, ради чего несла великие труды и сгорела как свеча игумения Спасо-Елиазаровского монастыря. Не личные интересы и даже не благополучие обители было её главной целью. Она возрождала идею Третьего Рима, способного защитить Православный мир и всё человечество от уничтожения силами тьмы.
Больше всего в этой истории меня поражает то, что Татьяна Ивановна Беляева сначала отказывалась восстанавливать разорённую обитель, опасаясь, что это будет ей не по силам. Но согласилась, когда узнала, что цель этой работы - возрождение идеи Третьего Рима. То есть она пошла на подвиг, несоизмеримо больший, чем ей сначала предлагали, и не испугалась, что на него не хватит сил. Такое невозможно без Божией помощи. И то, что матушка совершила этот подвиг, даёт надежду, что Бог поможет и нам, если мы продолжим её великое дело. Поможет по молитвам игумении Елисаветы.
«Москва - Третий Рим»... Для возрождения этой великой национальной идеи, столь важной для России, Русского мира и Православной цивилизации, матушка пожертвовала многим, не пожалев и своей жизни, - написал создателям и зрителям фильма Архиепископ Женевский и Западноевропейский Михаил (Донсков). - И память о игумении Елисавете для нас с вами должна быть особенно живой. Ведь она трудилась и воссылала о нас и о Церкви нашей свои молитвы ко Господу при жизни, а блаженная кончина ея свидетельствует о том, что теперь она имеет власть дерзновенно молиться о нас пред Престолом Божиим».
|