Сергей Смолянников
Сергей Смолянников - историк, писатель, публицист, член Всеукраинского Союза писателей-маринистов, живёт в Киеве.
16.04.12. В ночь с 14 на 15 апреля православный мир отмечает один из главных святых праздников – Светлое Христово Воскресение или Пасху. Но, именно в эти часы, мир будет поминать тех, кто не воскрес из океанской пучины, а навсегда исчез в водах Атлантики ровно век тому на печально известном «Титанике».
История гибели «самого непотопляемого» лайнера уже в весенние дни потрясла весь мир, её не оставили без внимания страницы газет и журналов Российской империи. Катастрофа судна, названного в честь древнегреческого героя, низвергнутого в тартары, стала всемирно легендарной, а по ее сюжету снято несколько художественных фильмов.
Достаточно вспомнить одноименный фильм, снятый Джеймсом Кэмероном в 1997-м, в котором глазами пассажиров показана гибель легендарного лайнера «Титаник». А совсем недавно, т.е. 5 апреля с.г., в преддверии катастрофы, состоялась повторная премьера этого фильма, но уже в новом формате.
Но до сих пор самая страшная катастрофа мирных дней на море воспринимается исключительно как беда англичан и американцев. А ведь на борту были десятки выходцев из России...
Буквально через сутки после получения первых сведений о трагедии Атлантики мировые средства информации сообщили страшную весть. Не осталась в стороне и Российские…
Во всевозможных изданиях империи от «Нивы» до рабочей «Искры» только и писалось о гибели представителей известных фамилий, подвиге музыкантов лайнера, о том, какие красоты судна с многомиллионными украшениями, ушли на дно. Имена Джона Астора, Арчибальда Батта, Бенджамина Гуггенхайма, Сиднея Лесли Гудвина, Джозефа Доусона, Фрэнсис Миллет, Дэвиса Муди, Джеймса Пола Мэрдока, Иды и Исидора Штраус, а также многих других не сходили со страниц.
Как и не сходили со страниц десятки различных версий гибели «Титаника», преобладающими среди которых были: «Лунная версия» или влияние Луны на «неправильное» движение айсбергов; полное нарушение всех требований безопасности мореплавания в погоде за престижным призом - «Голубой лентой»; усталость вахтенного матроса, поздно заметившего убийственную льдину; «Черный айсберг» или льдина с отсутствующими блесками при ярком лунном свете; поздно отданная команда на изменение курса судна; нарушения непотопляемости судна при его проектировке; возникновение пожара на борту, отвлекшего внимание экипажа и капитана; закладка взрывчатки на борт конкурирующими компаниями из других европейских стран. И таких версий много, в том числе и самые фантастичные и не воспринимаемые нормальным разумом.
Но ни в одном издании, как зарубежном, так и отечественном, не было сказано ни слова о том, что на борту «Титаника» были десятки (если не сотни) пассажиров с российскими паспортами, в том числе и петербуржцы, и москвичи, и киевляне.
Лишь спустя век, благодаря исследованиям Михаила Пазина и Александра Андреева, стало известно, что наших соотечественников было на «Титанике» достаточно много, и лишь единицы из них (как и герои одноименного американского фильма) спаслись.
Одним из главных героев трагедии с русской стороны стал участник русско-турецкой войны по освобождению Болгарии, отставной капитан Михаил Михайлович Жадовский, служивший на «Титанике» кассиром. Кассиром лайнера он стал благодаря превосходным характеристикам о честности и благородстве русского офицера. После его гибели один из сыновей неожиданно получил из Франции письмо от некой Жозефины де Латур, в котором описывались последние минуты жизни его отца. Госпожа де Латур была одной из спасшихся пассажирок и видела, как Жадовский помогал усаживать в шлюпки женщин и детей. Когда от борта тонущего судна отходила последняя шлюпка, кассиру было предложено сесть в нее с корабельной кассой и финансовыми документами. Однако благородный русский офицер отказался, заявив, что ему уже 68 лет, и пожил он достаточно, а деньги и документы смогут передать на берег и без него. Он только попросил сообщить семье о его гибели. Газеты называли Жадовского русским героем, который, до конца исполняя свой долг, помогал спасать женщин и детей.
Единственным спасшимся подданным России, судя по исследованиям Пазина и Андреева, стал инженер из Ревеля (Таллинна) Герман Регастик. Он пробыл в ледяной воде всю ночь и был подобран лишь утром 15 апреля.
Очень много, более десяти семей, было на «Татанике» киевских евреев, спасающихся от возможных погромов после небезызвестного «дела Бейлиса» - по которому убийство киевского мальчика Андрея Ющинского приписывалось именно киевской еврейской общине. С учетом того, что нормальная еврейская семья того периода – это отец, мать, престарелые родители и целая ватага детей, каждая еврейская семья состояла, не менее, как из десяти человек. Не спасся никто…
Удивляться нечему, ибо в первую очередь с «Титаника» спасали пассажиров I и II классов; о людях бедных, «хозяев III класса», не заботились, почти все они погибли. И среди них – все представители России.
И до сих пор, точное количество русских людей, точнее – граждан Российской империи на «Титанике» в момент крушения, установить не удалось, но то, что они там были и вели себя в высшей степени достойно, не вызывает никакого сомнения. Как не вызывает сомнения и то, что в ночь с 14 на 15 апреля мы просто обязаны помолиться за их души и вспомнить, что православные, католики, лютеране и иудеи Российской империи - также жертвы той катастрофы, хотя и неизвестные.
Спустя неделю - 22 апреля, в Технологическом институте инженер Татаринов (ну, просто совпадение с именем главного героя романа Вениамина Каверина «Два капитана) сделал доклад о причинах гибели «Титаника», озвучив при этом факт многочисленного присутствия граждан России на его борту. А 28 апреля в Адмиралтейском соборе в присутствии послов Великобритании и САСШ (Северо-Американских Соединенных Штатов), а также морского министра России адмирала Григоровича была отслужена заупокойная панихида по погибшим в море людям. Но участь русских подданных в трагической судьбе «Титаника» была практически замолчана. И эта молчаливость прошла целый век.
Так может настала пора вспомнить не только «сливки общества», погибшие в ту трагическую ночь, но и тех пассажиров «простейшего класса», которые также стали жертвами трагедии века, а также вспомнить и наших соотечественников, которые навсегда остались гражданами своей, уже не существующей, страны. |