Сергей Смолянников
Сергей Смолянников - историк, писатель, публицист, член Всеукраинского Союза писателей-маринистов, живёт в Киеве.
17.04.12. История не терпит сослагательного наклонения. Но… Ох уж это пресловутое «но». А что было бы с Россией, не произойди киевской трагедии сентября 1911-го. Этого, мы никогда не узнаем, как и всей правды о роковом выстреле, произведенном в киевской опере. Но есть в истории еще одна тайна, завесу над которой следует приоткрыть, причем так, чтобы более не «мусолилась» тема, связанная с тайной посмертной памяти Петра Аркадиевича Столыпина.
Сегодня уже общедоступной стала информация о том, что все, что делалось Столыпиным, удовлетворяло далеко не многих. Его реформы, как в правовом поле, так и в хозяйственной деятельности приводили к «разногласиям» не только между крестьянами и помещиками, но и в придворном обществе. И когда возвращаешься к теме рокового выстрела в Киеве, то, анализируя события той поры, видишь, что у Столыпина практически не было друзей (по делам и помыслам его), зато врагов и противников – не счесть. И это та реальность, с которой он жил последние пять лет. Противники реформаторской деятельности, а фактически дел во имя России, были и революционеры, и помещики, и дворяне, и члены всех фракций Государственной Думы. Даже те, во имя которых он проводил реформы, не принимали его программ. Как результат - путь Столыпина, как путь реформ и путь предотвращения революций, был отвергнут и теми, кто революции не хотел, и теми, кто к ней стремился. Столыпин понимал и верил в свои реформы. Он был их идеологом. Это сильная сторона Столыпина. С другой стороны, Петру Аркадиевичу, как и любому человеку, свойственно было ошибаться. Но ошибки эти были. Скорее, не его личные, а недостаточно развитого общества, отставшего от времени реформ. При соотнесении различных аспектов столыпинских реформ с современной действительностью следует помнить как о той пользе, которая все же сдвинула Россию, так и о тех ошибках, что помешали успешному проведению в жизнь реформ Столыпина.
Фото 1: П.А. Столыпин.
Уже давно подмечено, что реальные результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Тогда же и вспоминают имя реформаторов.
Чем ответило общество на реформы Петра Аркадиевича, мы знаем. 1 (14) сентября 1911 года император и Столыпин присутствовали на спектакле в киевском городском театре. На тот момент у начальника охранного отделения Киева была информация о том, что в город прибыли террористы с целью совершить нападение на высокопоставленного чиновника, а возможно, и на самого царя. Информация была получена от секретного осведомителя Дмитрия Богрова. Оказалось, что покушение задумал сам Богров. По пропуску, выданному начальником Киевского охранного отделения, он прошел в городской оперный театр, во время второго антракта подошел к Столыпину и дважды выстрелил: первая пуля попала в руку, вторая - в живот, задев печень. После ранения Столыпин перекрестил царя, тяжело опустился в кресло и произнес: «Счастлив умереть за Царя». Последующие дни прошли в тревоге, врачи надеялись на выздоровление, но 4 сентября вечером состояние Столыпина резко ухудшилось, и около 10 часов вечера 5 сентября он скончался. В первых строках вскрытого завещания Столыпина было написано: «Я хочу быть погребенным там, где меня убьют». Указание Столыпина было исполнено: 9 сентября Столыпин похоронен в Киево-Печерской лавре.
Далеко неслучайным был выбран «последним причалом» Киево-Печерская лавра. Во время пребывания в Киеве, он посетил могилу отдавших жизнь за царя, Искре и Кочубею, подло убитых по приказу Мазепы.
Памятуя о завещании Петра Аркадиевича, а также о том, какие слова верности царю и подвигу во имя царя он говорил у памятника и могилы Искре и Кочубею, с учетом пожелания вдовы, и было принято решение о захоронении Столыпина возле могилы православных патриотов.
Фото 2: Похороны Петра Аркадиевича в Киево-Печерской лавре.
Но даже после его смерти, имя Столыпина постарались вычеркнуть из истории, как и те, кто не хотел революций 1917-го, так и те, кто их готовил и проводил… Да и не только Петра Аркадиевича.
Сначала снесли скульптуры самих Искры и Кочубее, а вместо них, на том же самом постаменте, установили пушку в память о героях арсенальцах, восставших против войск Петлюры.
Прошли года, имена Искры, Кочубея, Столыпина, как и других патриотов России, стали забываться. Увы, революционное общество умеет мстить. Дата 15 мая 1932-го стала отправной точкой для начала того, что стало «безбожной пятилеткой», когда декретом Совета Народных Комиссаров СССР была поставлена цель: «к 1 мая 1937 года имя Бога должно быть забыто на территории страны». Если первые десять лет после Октября-1917, были в основном направлены на активную борьбу с конкретными представителями культа, то с мая 1932-го – на борьбу со всем, что есть суть религии в делах, умах и думах, помещениях и храмах.
Но не стоит однобоко отрицательно относиться к той борьбе. История знает немало примеров, когда именно священники всячески противились открытию сельских школ, появлению изб-читален, преодолению безграмотности. Ведь это было, как во все времена революций и реформ, когда позитив и негатив шли рядышком, почти обнявшись.
Другое дело, что масштабы той борьбы, особенно после правительственного постановления, стали приобретать масштабы, сравнимые, разве что, с культурной революцией в Китае. Да и основными бойцами «русской культурной революции» стали молодые люди, преимущественно, комсомольцы.
Первые шаги «безбожной пятилетки» полностью оправдали свое название. Борьба с религией, а особенно ее формы, были безбожными в методах и средствах…
Только за период конца 1931-го по весну 1936-го было уничтожено, т.е. полностью разрушено 156 храмов, соборов, монастырей, обителей, основной удар пришелся на Россию и Украину.
Наступила эра «безбожной пятилетки» в самом страшном ее проявлении – полном уничтожении, «чтобы Богом и не пахло». Именно под такими лозунгами совершалось варварство, подкрепленное идеологической и культурно-перестроечной обработкой.
Фото 3: Снос Храма Христа Спасителя в Москве.
Но, даже после многочисленных обращений Когановича «сотоварищи», Сталин запретил не только снос Киево-Печерской лавры, но даже беспокойство хоть какого-то архитектурного сооружения, памятника, креста… Видимо духовно-семинарское воспитание и православная душа не посмели совершить кощунство. Так, вся Лавра с ее храмами, корпусами, сооружениями, пещерами, памятниками, кладбищами и могилами оставалась «в полном соответствии с оригиналом».
Фото 4: Снос Собора Святого Николая-Чудотворца в Харькове. Прекрасно видны толпы «воинственных безбожников» с плакатами.
Иногда, ряд историков с завидной осведомленностью утверждают, что могила Столыпина была разрушена и сравнена с землей, как раз именно в годы «безбожной пятилетки». В это «безбожное время» был поврежден крест, но могилу никто и никогда не трогал, пока…. Касательно креста, снесенного с могилы Столыпина, существует версия, что это было требование «воинствующих безбожников», чтобы обе могилы (Столыпина и Искры с Кочубеем) имели одинаковый вид… Дело в том, что на могиле Искры и Кочубея крест действительно не устанавливался, поскольку захоронение было «неполным», т.е. тела были обезглавленными, а родные казненных головы покойных не предавали земле…
Наступила эра «неугомонного Никиты», т.е. Никиты Сергеевича, а точнее – Хрущева. В марте 1962-го по каналам советской разведки Хрущеву поступила информация, что в Киев должны прибыть американские туристы семейства Бок, коими были дети и внуки Петра Аркадиевича по линии его дочери Марии. Все это, по мнению Хрущева, должно было стать политической провокацией на фоне 100-летия со дня рождения Столыпина.
Решение было в «хрущевском стиле» - надгробие снять, могилу заасфальтировать, а американским туристам объявить, что на территории Киево-Печерской лавры могилы Столыпина нет… Был и еще один нюанс – день юбилей Столыпина приходился на день рождения самого Никиты Сергеевича, ведь они родились, соответственно, 14 и апреля. Такого провокационного подарка Хрущев принять бы не смог…
Только монахи Киево-Печерской лавры не остались равнодушными к такому варварству и сохранили надгробие в колокольне Дальних пещер.
Лишь в «перестроечные года» при самом активном участии художника Ильи Глазунова в октябре 1989-го она была восстановлена и имеет почти первоначальный вид, который можно было создать по сохраненным редким фотографиям.
Прошло полтора века со дня рождения патриота, реформатора, государственника, который всего себя отдавал Державе, не беря от нее ни копейки… Изменилось и отношение к религии, к ее культурной составляющей. Сегодня «воинствующий безбожник» не просто редкость, а скорее – радикал-экстремист. Изменилось к религии и отношение тех, кто призывал жить без Бога и закатывать святые могилы асфальтом.
Фото 5: Украинская газета КОММУНИСТ.
То, что вчера было немыслимым, сегодня реальная явь. Ленин и Христос – почти родные братья, чего быть не может, ни по определению, ни по существу… |
татьяна моисеева
2017/06/18, 18:18:49
благодаря уважаемому Петру Аркадиевичу наш род выжил,так как сын Александр бывшего крепостного Мосейки, ставшего Моисеевым на воле ,ведь у крепостных не было фамилий, выходец из тамбовской области и осевший на Урале как переселенец по реформе Столыпина, познакомился там с переселенцами из Смоленской губернии в лице бывшей Сорокиной Ольги и у них родился на Троицу в 1929 году мой дорогой отец Михаил Моисеев. Также со стороны моей незабвенной матери Людмилы Макухиной, родившейся в браке переселенцев с Украины Макухи Семена и переселенки с Тамбовской губернии Окуневой Ефросинии, мы имеем две ветви переселенцев по реформе Столыпина и как его назвать как не чудотворцем российским и как мне не почитать такого великого человека, оказавшего такое же влияние на судьбы около четырех миллионов человек, так если божьей милостью в моем скудном кошельке появятся деньги, то постараюсь увековечить его память надлежащим способом. От имени благодарных Столыпину потомков и нет политиков русских, равных ему в любви к простым крестьянам, которых Ленин, ради любви к рабочим, разорил. Принцип любви правит в нашем мире, только любовь разного рода бывает ко всему человечеству как у наших богов, как любовь к дворянам, как любовь к рабочим и так сколько угодно привести примеров можно, но именно во имя любви мы действуем, ну не так ли ? И не является ли любовь к мужчине стимулом к действию у женщины? А кто первый сказал про любовь - наш Исус Христос. И не любовь ли к власти подталкивала Сталина, одержимого духом Макиавелли, на его деяния? николай
2014/12/24, 00:09:43
не надо публиковать такие слова как "МЕРЗСКАЯ КРАСНАЯ ГАДИНА"..Исторические события можно понимать и без громкого" восторга", собственной клеветы в адрес наших предков.С уважением, Николай Елизарович. николай
2014/12/23, 23:45:16
для полного осведомления читателей надо добавить что-нибудь о содержании реформ усопшего. Виктор Харламов
2013/01/16, 19:14:29
В надёжном месте,на чужбине(?)
Его решили обуздать...
По Лермонтову он поныне
Мятежник,а для власти - тать!
Министры,Дума?Он не станет
Искать врагов.Отчизна есть!?
Не "Сказка о царе Салтане"
Последнюю свершила месть!
Реформы вредные?По сути
"Сегодняшним" он не чета...
Свои убили!Сколько мути
В политике, кровь от Христа?!
Он в Лавре Киево-Печерской
Напоминает Счастьем сна,
Что кагановичи из мерзкой
Когорты власти лжи звена! Светлана
2013/01/01, 22:21:04
Интересно, какие монахи сохранили надгробие, если в монашеская община, открытая при немцах, была вновь закрыта в 1961 году? Виктор
2012/04/18, 00:09:54
"Ленин и Христос – почти родные братья, чего быть не может, ни по определению, ни по существу…"
ради власти они на всё готовы. мерзкая красная гадина Добавить комментарий:
|