Сергей Смолянников
Сергей Смолянников - историк, писатель, публицист, член Всеукраинского Союза писателей-маринистов, живёт в Киеве.
30.04.12. В преддверии финального футбольного первенства Европы, на Украине, как это часто бывает, очередной «скандальчик с душком». На этот раз, речь идет не о «газовом душке», а морально-нравственном, в основе которого «самое из доступных видов искусств», как сказал о кинематографе, слегка подзабытый классик.
На этот раз процессом торможения стал столь ожидаемый всеми любителями истории футбола фильм «Матч», посвященный событиям семидесятилетней давности.
Фото 1: Кадр из фильма.
Несмотря на то, что 5 апреля истек срок, когда Министерство культуры Украины, должно было дать или государственную регистрацию фильму, или отказ, на сегодняшний день так и нет решения. Теперь уже, по представлению Министерства культуры Украины, очередное ведомство в виде Госкино Украины продлило срок рассмотрения заявки на выдачу прокатного удостоверения фильму с названием «Матч» на 25 рабочих дней по причине разногласий относительно определения индекса фильма. В основе «дежурного тормоза» уже новая фишка – решение Экспертной комиссии по вопросам распространения и демонстрирования фильмов при Госкино по определению установки возрастных ограничений для зрительской аудитории.
Хотя, определенные круги политических орбит Украины дали свое «заключение» более честно и открыто, а именно – по их мнению, украинские полицейские носят желто-голубые ленточки на рукавах, все их добровольные помощники, конечно же, плохие и говорят при этом, на украинском языке, как и главный антигерой тоже. Наши же футболисты, как и было, принято в Советском Союзе, говорят исключительно на русском. Но ведь ТАК БЫЛО!
Есть и еще один повод у чиновников от украинской культуры, которые опасаются, что российский фильм «Матч», в котором храбрые украинские футболисты играют против нацистских спортсменов на фоне свастик, может поспособствовать разжиганию антигерманских настроений перед и во время чемпионата «Евро-2012».
Но, позвольте, даже европейские издания, в том числе и немецкие, четко и откровенно говорят, что, не только каждый украинец, но и граждане других футбольных стран, знают, о так называемом «матче смерти» 9 августа 1942 года, когда ведущие киевские футболисты разбили команду нацистских захватчиков, за что, как утверждается, поплатились своими жизнями.
Согласен, что в любом фильме, конечно же, художественном, присутствует тот самый художественный вымысел, основанный на неких положениях легенды. Но факт, остается фактом – «матч смерти» был и умалчивать его, значит, забыть трагедию нацизма.
Стоит напомнить и о том, что точно такое же торможение, еще совсем недавно сбрасывало на зрительскую обочину другой российский фильм «Август. Восьмого», посвященный событиям вокруг необъявленной российско-грузинской войны. Но никакие препоны не смогли затормозить процесс знакомства с кинолентой и она уже вышла на широкий украинский экран. А если бы и не вышла, то благодаря широким возможностям видеоаппаратуры, все равно бы её увидели.
А я думаю, что все это мелочные придирки на фоне историко-культурных разногласий, особенно, с учетом трагизма оккупированного Киева и той роли предателей народа, которые как раз и достались российским актерам, исполняющим роль полицаев и их прислужников.
Есть и еще одна версия, мол, не все, показанное в фильмах о «матче смерти», выпущенные в советские годы, как и не все повести о том матче, соответствуют правде в полном объеме.
Согласен и с этим, особенно с точки зрения названия, ибо, это был не «Матч Смерти», а «Турнир Смерти», которому во время Евро - 2012 будет ровно 70 лет…
«Матч смерти»… Спроси любого фаната киевского «Динамо» и сразу же получишь ответ – это матч киевской футбольной команды «Старт» хлебозавода, костяком которой были киевские динамовцы против команды футболистов Люфтваффе, состоявшийся 9 августа 1942-го на стадионе «Зенит», ставшем «Стартом» лишь в 1965-м.
Этому матчу посвящены произведения литературы и художественного жанра. Поединок 9 августа 1942 года с легкой руки писателя Льва Кассиля назвали «матчем смерти». Состоялся он, по его версии, между киевским «Динамо» и командой немецких зенитчиков «Флакелф», когда украинские футболисты отказались «сдать» игру немцам и в матче почти без правил выиграли, за что их расстреляли. В середине 1960-х об этом даже сняли художественный фильм «Третий тайм».
Но, все дело в том, что не один матч, последний, о котором и говорится столь много, был спортивным подвигом советских футболистов, а весь тур, состоящий из серии десяти матчей…
И как раз, начало «Турнира Смерти» приходится на 7 июня 1942-го, когда был сыгран первый поединок, в котором «киевляне» со счетом 5:1 обыграли киевскую команду городской управы «РУХ». Затем, 21 июня, выйдя на поле против сборной венгерского гарнизона, обыграли с «хоккейным» счетом 6:2. Спустя еще две недели – 5 июля, новая встреча, на этот раз с командой сборной румынского гарнизона, ну а счет … 11:0, конечно же, в пользу киевлян. 12 июля прошла встреча с командой немецких железнодорожников 9:1, а 17-го, с командой немецких танкистов счет снова «хоккейный» 6:0. 19 и 26 июля прошли две встречи с командой венгерских танкистов, счет встреч 5:1 и 3:2, соответственно. 6 августа состоялась встреча «Старта» с «Флакелфом», в котором убедительную победу одержали киевляне – 5:1. А 9-го и состоялся матч, названный «смертельным», ведь он был матчем-реваншем, в котором киевляне также добились победы – 5:3. Но не был он последним, как гласит красивая, и, в то же, время, трагическая легенда. Последний матч «Старта» состоялся 16 августа на том же стадионе, но с «управской» командой «РУХ». И вновь победа у «динамовцев» - 8:0. Все встречи, за исключением 12 июля, проводились исключительно в воскресные дни.
Ну а касательно результатов всех поединков, то не следует удивляться, ведь в составе «Хлебзавода» - «Старта» были действительно «мастера кожаного мяча», представители команд мастеров «Динамо», ЦДКА и «Желдор» (железнодорожников) - Трусевич, Клименко, Сухарев, Балакин, Путистин, Чернега, Гончаренко, Комаров, Коротких, Свиридовский, Тимофеев, Ткаченко, Кузьменко, Тютчев, Сотник, Мельник, Гундарев, многие из тех, кто 22 июня 1941-го должен был провести игру с московской командой ЦДКА (Центральный Дом Краской Армии) на новом киевском стадионе имени товарища Хрущева.
Уже давно не является тайной последствия для части команды «Старт». Много слухов и легенд «бродило вокруг да около» матча 9 августа 1942-го. Но, даже, несмотря на то, что трагическая развязка для команды напрямую не была связана с результатами игры, футболисты-патриоты, все-таки совершили подвиг во имя Победы (именно так, с заглавной буквы, ибо они победили противника на поле, зная, что на другом поле – поле брани, враг также будет разгромлен). И далеко не сразу их гражданский подвиг стал достоянием общества, да и причина была веская – динамовцы Трусевич, Клименко, Кузьменко и Коротких были лейтенантами НКВД, но всем понятно, что не сотрудниками, а по традиции, которая, кстати, продолжалась и до недавнего времени. Именно поэтому, даже, несмотря на расстрел 23 февраля 1943-го, их после войны долгое время считали немецкими приспешниками. Да и стадион «Зенит» до начала «турнира смерти» был …концлагерем советских военнопленных. Лишь после того, как посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза офицеру НКВД Ивану Кудре, руководителю киевского подполья, погибшие футболисты были посмертно награждены медалью «За отвагу», а оставшиеся в живых - медалью «За боевые заслуги». Но случилось это только в 1965-м.
Фото 3: Редчайший снимок участников матча 9 августа 1942 года в Киеве, сделанный, по некоторым сведениям, немецким судьей встречи. Киевские футболисты в темных (красных) футболках, немецкие в светлых. Именно эта фотография стала основным документом обвинения советских футболистов.
Они не «напрашивались» на этот турнир, просто все киевляне, в т.ч. и бывший игрок «Желдора» Георгий Швецов (по прозвищу «Паровоз») знали о том, что на хлебозаводе трудятся футболисты. Вот тогда-то, обиженный на советскую власть и в угоду оккупационному режиму «Паровоз» решил устроить турнир, ставший вопреки его желаниям, триумфом советских футболистов. Да и среди команды был раздор. Одна часть была против, считая игры с фашистами, их союзниками и «руховцами» позором и предательством. Другие возражали на том основании, что победами на поле можно мстить немцам, чтобы киевляне чувствовали – «Враг будет разбит! Победа будет за нами!». Костяк команды, прозванный «группой Трусевича» большинством голосов решил сыграть именно с этой целью. А тот матч 9 августа действительно стал последним в серии противоборства киевлян против оккупационных войск, такое решение принял Штандкомиссар гебитскомиссариата Киева Бернард. И было на это две причины.
Первая. 9 августа 1942 года на 414-й день Великой Отечественной войны взоры всех были прикованы к Волго-Донской излучине, где 17 июля началась Сталинградская битва и решалась судьба страны.
Вторая. Последняя «международная» встреча в преддверии решающих битв на Волге и на Кавказе вызвала всплеск патриотизма у киевских болельщиков (не считая сторонников команды «РУХ»). На стадионе разгорались вовсе не футбольные страсти. Все выглядело так, будто это не спортивный поединок между командами, а сражение Вермахта и Красной Армии, ведь у большинства болельщиков на фронте кто-то, да воевал. Стадион ревел, раздавались антифашистские призывы и речевки. Немецким организаторам это, мягко говоря, не понравилось, были даже аресты некоторых «активистов». А присутствующие для охраны «общественного порядка» немецкие воинские команды и украинские полицаи стали стрелять из автоматов и пистолетов в воздух... После такого финала, турнир более не проводился. Ну а после Сталинграда и Курской дуги оккупантам было уже не до футбольных баталий…
Действительно, не все динамовские футболисты стали героями. Павел Комаров стал членом киевской городской управы и покинул Киев вместе с немцами. Скитался по разным континентам, а после осел в Канаде. Из тех, кто выступал в тех матчах за «Старт», в дальнейшем пошли на службу в полицаи Тимофеев и Гундарев. Их, как и Георгия Швецова, ожидали «многие лета» советских лагерей.
В память о футболистах «турнира смерти» у киевского стадиона Динамо (сегодня имени Валерия Лобановского) установлен памятник, к которому, увы, сегодня подойти уже невозможно. А со своей стороны, чтобы не показаться «исключительным критиканом», предлагаю 7 июня 2012-го в преддверии начала Евро-2012 у памятника футболистам, участникам «турнира смерти» в память о 70-летии со дня подвига провести настоящий спортивный вечер-реквием, посвященный подвигу футболистов, ведь они тоже сделали все, чтобы уникальный в своем роде «турнир» стал достоянием всемирного спорта. Ведь немногие знают, что кроме огромного количества отечественных монографий и публикаций, написано немало трудов «закордонными» спортивными историками о нем. Но, мало кто знает, что события вокруг «матча смерти» или «турнира смерти» вдохновили не только российских и украинских писателей. В 2004-м году в Голливуде (и там тоже наши люди) был снят фильм «Матч смерти. Одиннадцать обреченных» («The Fatal Eleven»), который пользуется колоссальной популярностью у американских зрителей, в отличие, к сожалению, от советского «Третий тайм». И в преддверии Евро-2012 можно провести показ двух этих фильмов на украинском (да и не только) телевидении. Думаю, да и не я один, что эти фильмы полезны и для футбольного праздника и для памяти, со слезами на глазах… Как нужен и фильм «Матч». Вот тогда и поймут чиновники от культуры, что искусство, как киноискусство, запретами не остановить.
Уже хотел закончить материал, как вспомнил, матч между Динамо и ЦДКА, который не состоялся 22 июня 1941-го, все же прошел в Киеве, правда после войны и победили в нем динамовцы со счетом 3:2. А неужели мы на фоне такого грандиозного шоу, как еврофутбол 2012 «посмеем» забыть о настоящих героях спорта, того спорта, который победил войну…
Не знаю, чем закончится чиновничья волокита, но «Матч» все равно выйдет на большой украинский экран. И те, кто тормозит всячески киноискусство, опускает (в прямом смысле) украинское общество на дно духовности и культуры, ибо культуру насилием не создашь. Ведь давно известно, что мир футбола победит войну, даже культурную… |