Сергей Смолянников
Сергей Смолянников - историк, писатель, публицист, член Всеукраинского Союза писателей-маринистов, живёт в Киеве.
Той стране не пасть, Той стране цвести, Где могила есть Двадцати шести.
Н. Асеев «Двадцать шесть»
29.05.12. Имя прекрасного города, называемого столицей Каспия и являющегося сегодня столицей континентального песенного первенства – Евровидения, известно каждому. Именно Баку стал гостеприимным подиумом для лучших певцов Европы. И не просто гостеприимной столицей, но и столицей интернационализма, ибо воплощен знаменитый ранее лозунг: «Все флаги в гости к нам». Но, еще совсем недавно, в прежние-брежние годы Баку называли также интернациональной столицей, намекая на его историческое прошлое, в основе которого была деятельность и трагедия Бакинской коммуны, более известной, как «26 Бакинских Комиссаров». Позволю себе, в режиме исторической справки, напомнить, что термин «26 Бакинских комиссаров» получил свою известность после того, как двадцать шесть революционных деятелей Закавказья после разгона интернационального закавказского советского правительства были расстреляны 20 сентября 1918-го на восточном берегу Каспия «воинствующими» эсерами и английскими интервентами.
В память о совершенном злодеянии (а именно так надо давать оценку тем событиям) сотни улиц и проспектов получили имя «26 Бакинских Комиссаров» во многих городах бывшего Союза, не говоря уже, собственно, о самом Баку. Спустя два года после расстрела останки комиссаров Закавказья были торжественно перезахоронены в Баку на центральной площади, а монумент «26 Бакинских Комиссаров» стал на долгие годы, самым святым местом столицы Каспия.
Все общереспубликанские торжества проходили именно там. У монумента собирались руководители республики, ветераны. Там, в обязательном порядке, принимали в пионеры, вручали комсомольские билеты, посвящали в «строителей коммунизма», после произношения текста морального кодекса. И все это было действительно, долгие и долгие годы. Монумент являлся символом интернационализма Баку, пока не наступил «черный день» 29 января 2009-го, в одночасье, превративший святое место, в прямом и переносном смысле, в ничто… Решением высшего руководства Азербайджана по «многочисленным требованиям бакинской общественности» останки всех комиссаров «в оперативно-секретном порядке» были изъяты из некрополя и перезахоронены на Говсанском кладбище. Отношение к недавнему прошлому в сегодняшнем обществе, действительно неоднозначное, но «26 Бакинских Комиссаров», согласно всем историческим исследованиям, были теми, кто боролся, в первую очередь, против империалистического засилья, т.е. против английских интервентов. Дело, в общем-то, благородное и достойное вечной памяти, но что же должно было произойти в умах и душах наследников комиссаров, чтобы «многочисленные требования бакинской общественности» заставили бакинских руководителей современности уничтожить многолетнюю святыню на корню?
А произошло то, во имя чего, собственно, и погибли бакинские комиссары – пересмотр политики интернационализма в современном бакинском обществе, в основе которого лежал, да и лежать будет, многолетний азербайджано-армянский конфликт, именуемы Нагорно-карабахским. А сами «26 Бакинских Комиссаров» стали просто заложниками нового видения интернационализма, ставшего неоинтернационализмом, поскольку, по мнению ряда бакинских историков, они, по своему национально-интернациональному составу, просто не являлись ни бакинцами, ни азербайджанцами… Достаточно привести справку-отчет о поименном составе погибших комиссаров. Судите сами, кем они были, и кто они были. Во-первых, они, в основе своей, теми самыми комиссарами, которые являлись, собственно, руководителями Бакинской Коммуны. То есть были среди них видные партийно-хозяйственные функционеры, но, далеко не первой величины, ибо Анастаса Микояна, Самсона Канделаки, Ольги Фиолетовой, Виссариона Джапаридзе и двух сыновей самого Шаумяна, не было на пароходе, захваченном в море. Но были те, на которых можно было «списать» все проблемы, возникшие у англичан с нефтедобычей. Во-вторых, захваченных было 25, но к общему числу арестованных «комиссаров» добавился бывший член меньшевистской партии «Дашнакцутюн» Татевос Амиров. Вот и «состоялась» цифра 26… В-третьих, и это главное, стоит посмотреть на национальную принадлежность каждого из погибших (отмечу, мученической смертью), как и функционально-должностное положение в «партийном табеле о рангах». Дабы не путаться, произведем «сравнительный анализ» в алфавитном порядке. Итак. Багдасар Авакян, армянин по национальности, был военным комендант Баку; азербайджанец Мешади Азизбеков - бакинским губернским комиссаром; армянин Татевос Амиров, как уже было отмечено, был не просто членом «Дашнакцутюна», но и «красным» командиром; армянин Арсен Амирян, выросший и воспитавшийся в интернациональном Киеве, был редактором газеты «Бакинский рабочий»; еврей Меер Басин Меер был членом Военно-революционного комитета Кавказской армии, как и латыш, Эйжен Берг, бывший матрос линкора «Севастополь». В списке расстрелянных есть братья Богдановы, однако, лишь один из них, Соломон Абрамович, был членом Военно-революционного комитета, а его брат, Анатолий, также еврей был просто служащим. Армянин Арменак Борьян был журналистом «Бакинского рабочего»; азербайджанец Мир-Гасан Везиров был народным комиссаром земледелия; русский Иван Габишев – комиссаром полка; грузин Прокофий Джапаридзе являлся председателем Бакинского Совета; еврей Яков Зевин был народным комиссаром труда, как и русский Григорий Корганов - народным комиссаром по военно-морским делам; еврей Марк Коганов был членом Военно-революционного комитета; армянин Арам Костандян - заместителем народного комиссара продовольствия; русский Иван Малыгин – заместителем председателя Военно-революционного комитета; грек Ираклий Метакса был начальником личной охраны Шаумяна; еврей Исай Мишне - делопроизводителем Военно-революционного комитета; грузин Иван Николайшвили - начальником личной охраны Джапаридзе; армянин Сурен Осепян - редактором газеты «Известия Бакинского Совета»; русский Григорий Петров - военным комиссаром Бакинского района, а вот русский Владимир Полухин был «иностранным» подданным, поскольку в момент расстрела был членом коллегии комиссариата по военно-морским делам РСФСР. Русский Федор Солнцев был комиссаром военно-инструкторской школы; русский Иван Фиолетов - председателем Совета народного хозяйства. И армянин Степан Шаумян являлся председателем Бакинского Совета народных комиссаров. Из приведенного списка четко видно, что лишь шестеро были народными комиссарами или заместителями, семеро членами Военно-революционного комитета и председателями Советов, семеро - красными командирами, а остальные шесть, в общем-то, случайными попутчиками эвакуируемых. Но и это еще не все. Если внимательно обратиться к национально-составляющей характеристике, то увидим, что среди «26 Бакинских комиссаров» было восемь армян, семь русских, пять евреев, два азербайджанца. Два грузина. Один латыш и один грек. А если еще положим эти данные на события азербайджано-армянских отношений, то поймем, что «многочисленные требования бакинской общественности» все же, имели под собой основу, несмотря на интернациональность древнего и молодого Баку. Вот и произошло то, что состоялось 26 января 2009 года, когда останки всех комиссаров были при участии мусульманских, христианских и иудейских религиозных деятелей и с отправлением соответствующих религиозных обрядов, были перенесены к новому месту захоронения. Прошли года, когда общественности было доподлинно известно, что кровавую бойню, хоть и с противником, но безоружным, произвели представители английской военной миссии, принявшей решение о расстреле, и представители Бакинского эсеровского интернационального правительства.
В эти дни, в Баку интернациональный праздник песни. Понятно, что и в последние дни мая, как и в первые летние, некогда интернациональный город будет наводнен представителями многих европейских стран. Возможно, никто и не вспомнит о знаменитых некогда «26 Бакинских Комиссарах». Но, даже с учетом новых открытий «комиссарской трагедии», как-то грустно становится, когда вспоминаешь:
Той стране не пасть, Той стране цвести, Где могила есть Двадцати шести… |