Самоубийце
То не кошки, сердце твоё скребя, Все надежды выбрали до пустот. Это как же надо любить себя, Чтобы прыгнуть из этого ада - в тот?
Не сказка
Жили-были, ели-пили, Веселились и тужили, Отдыхали и трудились, Расходились и сходились, Колготились-торопились, И - прожили как могли. Если знали, то забыли, Для чего сюда пришли.
Как же так?
О себе мы знаем твёрдо, Что не святы, но отчего Любим, чтобы про нас... того... Говорили, как про мёртвых, Хорошо или ничего?
Маловерие
Жизнь вечная - такой чудесный дар, Необьяснимый и невероятный, Что потерять конечную - удар, Что перед смертью хочется обратно.
С простою верой так непросто жить, Стеречь себя. Покой нам и не снится. И многие идут на миражи, Держа в руках надёжную синицу.
***
Смерть - самый страшный призрак в этой жизни. Что могут люди с ней поделать тут? Играют с ней, зовут её, боятся, пугают ею, на неё идут. И в то же время редко вспоминают О ней и никогда почти не ждут.
А надо помнить. Каждую минуту. И с этим жить, не как бы, не во сне. И вспоминать не вдруг, не почему-то. Ведь нет её. У Бога смерти нет.
Смерти нет?
Смерти нет? Это надо обдумать. Возвращается в речку вода Лёгким дождичком. Знаем покуда, Не уходит ничто в никуда.
Может снегом ещё или градом Вот такущим, размером с яйцо... Нету смерти. И думать не надо. Только верить. И дело с концом.
Самосуд
Кого как не себя судить нам строго? Мы все недугом зла поражены, Пока в заботах дня живём без Бога, Пока в душе ни капли тишины.
Заблудился
Догорело небо, почернело. Вяло тлеет мелкий уголь звёзд. Кто меня - до этого предела? Или сам себя сюда завёз?
В этой скачке скоростью увлёкся? (Это ж ведь не за столом с меню Рассуждать, что лучше: ёксель - моксель?) Чересчур доверился коню?
Или может... Хоть звучит и дико, Но... с чего-то в голову пришло, Что гнилая пакость-невидимка Мне глаза задёрнула крылом.
Что ж они - на выкате от страха? Колотьё опасное в груди. Что есть я - вот эта горстка праха? Заблудился или заблудил?
Ладно, хватит разбираться. Неча На себя, конягу и чертей. Крест на мне и церковь недалече. С Богом, Сивка. Вывози скорей.
***
Чёрные начинают первыми. Вниз толкают Адама с Евою, Презирают законы, правила, Точат Каину нож на Авеля. Вот сгущается тьма кромешная, На Голгофу ведут Безгрешного. В общем, спорится злое дело их.
А побеждают - белые.
На Благовещение
Двадцать пятое марта (седьмое апреля). Землю тучи накрыли как страсти людей. Самый пасмурный день самой грязной недели. Не светило с утра никому и нигде.
Миновало пять тысяч и столько же сотен Долгих лет. И тоскливых дождей череда Прекратится, как только решат на высотах. Остаётся лишь верить, надеяться, ждать.
Вдруг забытая дверь в первый раз приоткрылась В облаках и в веках и в убогой душе. Долгожданное чудо внезапно случилось. Пусть ещё не тепло, но светлее уже.
На Рождество
Преобразилась улица с утра Благодаря ночному снегопаду, Столь позднему, что даже шофера Ему, как другу, откровенно рады.
И дворникам пусть будет веселей, Отставив мётлы, взяться за лопаты. Пусть снег - не вата, но ведь тяжелей Не значит хуже. Снова для детей Вдоль тротуаров вырастут Карпаты.
Цвет чистоты и праздника идёт Земле-невесте. Не напрасно ждёт Прихода жениха с небесной выси. Пусть будет белоснежным Рождество И незабвенным вечное родство, Которым Бог нас до Себя возвысил.
Вознесение (Из творений св.Николая Сербского)
Любовью творится чудо. Возносишься от земли Телом, которое люди Распяли и погребли.
Оставленных здесь Тобою В юдоли скорбей и слёз Благословляешь рукою, Пробитой гвоздём насквозь.
|
Георгий Киселёв
2011/04/08, 00:07:02
Почему- то считается, что такая важная тема как вера в Бога и, в частности, православие уже априори сообщает стихам некое преимущество перед произведениями на все прочие темы. Что само присутствие в стихах слов из вероучительных книг уже как бы бронирует за ними высокое качество и безоговорочное приятие любым читателем наравне, скажем, со стихами Пушкина или Блока.
Увы и ах! Старославянская лексика или понятия, заимствованные из Евангелия, порой только оттеняют убогость мысли и примитивность художественных средств, которые автор применяет для её выражения.
Стихи о смерти и о вечной жизни - страшно ответственная тема.
И стоит ли просто зарифмовывать строки из Евангелия, если у автора нет собственной выстраданной мысли на эту тему? Ну что собственно нового пишет об этом Алексей Клоков? Он призывает не забывать о смерти, которая как бы оттеняет уникальность каждой уникальной жизни:
А надо помнить. Каждую минуту.
И с этим жить, не как бы, не во сне.
И вспоминать не вдруг, не почему-то.
Ведь нет её. У Бога смерти нет.
Мы всё это знаем. По крайней мере те из нас, кто посещает хотя бы раз в неделю церковь и ежедневно молится дома. Автор просто обязан повернуть уже известное всем знание новой стороной, высветить какую-то новую его грань, чтобы мы признали ценность стихотворения самого по себе. Но здесь нет никакого открытия и значит - не было у автора и повода для высказывания. Однако он высказался впустую. И четвёрка туманных отрицаний ( не как бы (?), не во сне, не вдруг, не почему-то) темы не раскрывают и ничего к нашему духовному опыту не прибавляют.
В первой половине этого стихотворения вызывает недоумение сверх меры длинная строчка, которую следовало бы разбить на две. Вот так:
Смерть - самый страшный призрак в этой жизни.
Что могут люди с ней поделать тут?
Играют с ней, зовут её, боятся,
Пугают ею, на неё идут.
И в то же время редко вспоминают
О ней и никогда почти не ждут.
Но тогда получаются три незарифмованные строки. Они не придают стихотворению красоты, так же обилие глаголов, в том числе и в рифме.
Во многих стихах поэт занят просто констатацией уже давно отрытого и признанного людьми. - Смерти нет? – вопрошает он себя и заявляет тут же: - Это надо обдумать.- Но думать он не хочет или боится. В результате отказ от собственного мышления:
Нету смерти. И думать не надо.
Только верить. И дело с концом.
Тогда зачем было затевать стихотворение, если заранее уже всё решено. Что для христианина естественно, поэту надо ещё доказать. Потому что его читают не только верующие.
Однако есть и удачи, Это в тех стихах, где поэт не стесняется самостоятельно думать в пределах православного вероучения.
Таковы стихи «Чёрные начинают первыми», « На Рождество» и «Вознесение» . Но в «Рождестве» совершенно недопустима рифма
«выси – возвысил», так как однокорневые слова рифмовать в русской поэзии не принято.
Я желаю Алексею большей дерзости и самостоятельности в стихах, опоры не только на чужой, но и свой духовный опыт, как бы мал он ни был.
Георгий Киселёв. Беларусь. georgkis@yandex.ru Добавить комментарий:
|