Валерий Сухарев - поэт, журналист, музыкант,член Конгресса литераторов Украины, победитель конкурса"Пушкин в Британии" (Болдинская осень в Одессе 2008), имеет публикации в Российских и Украинских СМИ.
Pittura colta*
Е.Ж.
Горизонт над морем - это и есть разлом октября,если глядеть с прибрежных улиц и променада; зренье берет в наем диоптрии сытого воздуха, всякий миг меняющего освещенье, и мы, с тенью вдвоем, кажется, заблудились в этом небрежно разбросанном антураже;слышится детский крик
с площадки поодаль, вьется и кружится сеттер, с неизбежностью рока приносящий мяч; морская же синева и желтый лиственный ветер - пейзаж в национальных цветах - угодно ли вам?; шевро октября, единственного на свете, колер жизни ни холоден, ни горяч, паутинки, паттио туч, листва и листва.
Немного еще, и день сократится в придаток вечера с ночью, еще какие-то дни - и ты не придешь сюда без кашне и перчаток, без термоса с кофе, без огненного коньяка; из-за листвы природа полна опечаток различного свойства, но не раздражают они, поскольку и в этом видна господня рука.
Я слышу, что ты говоришь, а по мне - не надо каких-либо перемен, подсказок и жестов со стороны судьбы, и так хватает надсада существования, длительных гулких снов; чтоб осмотреться, довольно единого взгляда, и время становится временем, место - местом, все тавтологично, как песня без слов.
Воздушные ямы времени, тупики, капканы досужих мыслей, свершенье каких-то трудов - чем там мы живы еще, припав к стакану? - каких-то трудов, чей жалок, считай, результат; жизнь вхолостую вращается неустанно, в памяти не остается твоих следов, только случайные речи, спокойный взгляд.
Нечего здесь и думать о новой юдоли, незачем и помышлять о втором дыханье, ничто не врачует так, как присутствие боли в распотрошенном осенью этой мозгу; паки и паки, ты спросишь, я отвечу - дотоле, точнее же не смогу; и море лежит, как в лохани белье с синевой. Ей-Богу, точней не смогу.
* - (новеченто, стиль в живописи постмодернизма) (авт.)
* Pittura colta - ит., букв. – ученая, просвещенная живопись – художественное течение в европейской живописи постмодернизма, возникшее в Италии во второй половине 1970-х гг. Постмодернизм как художественное и культурное движение явился результатом отрицания: модернизм отрицал классическое искусство, однако сам в свою очередь став традицией, привел к своему отрицанию и к возврату предмодернистских форм и стилей.
Основой постмодернистской эстетики стало обращение к классическим традициям: движение питтура кольта как часть этой эстетики проповедует возврат к неотрадиционализму на основе изучения искусства прошлого, главным образом классицизма, пытаясь по-новому преобразовать его.
Специфика этих заимствований заключается в неклассической трактовке предшествующих традиций, соблюдении определенной дистанции по отношению к ним: исторические образы воспроизводятся долей импровизации, отличаются остроумием и несут на себе печать плюрализма и терпимости. Являя собой слияние разных исторических эпох и современных субкультур. (ред.)
У антиквара
В ливень по набриолиненной мостовой пробегают нервные тики неона, линза витрины туманится, вся в слезах ни с сего, ни с того; за линзой декор оттенков жемчуга и осетрины. Антиквариат.Цветы граммофонных труб - лилии и табаки, их соседством убитая прялка - колесом от телеги; и клавикорда труп с перламутровой челюстью; фляга-палка - для любителей выпить в Альпах; мелочь иных вещиц, подобно чёткам, увлекающим пальцы, уводит вглубь магазина, к биг-бенам стенных, с ангелами-англичанами...Чтоб так состариться, надобно было опрятно и скромно жить, как тот, например, барометр, не врущий поныне: сказано - "дождь", и последний, как Вечный жид, носится переулком, что твой демон в пустыне. Вещи глядят вовне и по сторонам, словно в гостинице - не признавая друг друга, вежливые, дорогие, чужие нам, и это у них еще сильней от испуга - сдвинуться с места, выпасть из ряда вон: насиженные места, налёжанные футляры, пылкая пыль на люстрах, бирюлек звон; и продавщица с фарфоровой и школярной, как у статуэток фривольных, улыбкой; она, вытягивая зрачки из компьютерного болота, смотрит на вас, неприятно удивлена, будь вы хоть Карл Великий, хоть рыцарей рота. В мониторе поют клиентура и цены дня, выделены женихи и Умберто Эко... Не гляди двадцать первым веком, дружок, на меня, ибо сам я - наскальная тень, преддверие человека. Я такая даль заевклидова, что меня не возьмут ни твои астролябии, ни радары... Посмотрела сквозь, как в окно, никого не маня, заглянуть в этот рай, ни за деньги, ни даром.
Пение
В январские ясные дни архитектура поёт сразу на всех доступных металлу и камню наречьях, по крюкам орнаментовки, либо без нот, по камертону арок и черепицы; слегка мне
доносит хор, голоса; деревья мычат, безволосы, разглаживая кору на античном ветру, взмахивающем в колоннаде; и проклятые вопросы кошачьих хвостов - как скопище загнутых труб.
В ветреные такие дни, когда светотень лежит на панелях газовой тканью, сидит на парапетах, колени сведя, как девушка, пряча во лжи перспективы свое существо, - когда все это
прянет в лицо вам с настырностью ветра и света, - пение прекращается; и, что-то себе говоря, удаляется автор стихов; лишь слепок лета с карнизом обвалится, вечером, на сквозняке января.
Растения
На подоконнике и поверх декабрьского дня, в позах Павловой и Петипа сияют растения, живущие сами себе, а не для меня, и способные хоть кого довести до растления. И ты вот - одна из них, хоть иных кровей: кровать не застелена, вянут недельные розы, опадая куда попало - левей, правей, неопрятно старея, но не меняя позы. А те все делают знаки, вьются, молчат; их минорный балет на фоне грузного снега; или летом, внутри пылевого луча, - у них, поглядеть, демисезонная нега. И ты их все ластишь, аж расцвело окно, ни локтя поставить, ни выглянуть, чтобы белело в сумерках тихих лицо, потому что оно, как и лепесток от розы, сбежало от тела.
Полет
Е.Ж.
Отбившись от стаи, над Балтикой, наискосок и ложась на крыло, летит серый гусь, овины и риги под ним - с высоты - что киоски, где продаётся газета с названием "Не вернусь". Птице вольготно в небе, и он - вожак, чья стая растаяла, серебря крылом сумерки; это всё-таки гусь, а не кожан, и ещё не известно, какой повезло твари менее, летящей по ветру: небесная миля - не ровня тому километру сухопутных сусликов, стынущих ночь напролёт... Отбившись от стаи, он продолжает полёт; вдали дымит Финляндия, тяжёлый рок, пряники домиков, сырные диски, бани; серый нырок окликнул... У птиц своё одиночество, как у собак, а наше им незачем, как восклицательный знак, иные там междометья в гортани спира... Человек, как никто, способен забыть номера собственных автомобилей, телефонов; и он особенно, и как никто, обречён. Птица устала листать стемневший простор, Господень мир заметает, свистают бореи; гусь садится на воду и крылья простёр, люди глядят вослед, крестясь и добрея. |