Анатолий Аврутин родился в 1948 г. в Минске. Окончил Белгосуниверситет. Поэт, переводчик, критик, публицист. Автор семнадцати поэтических книг, изданных в Минске и Санкт-Петербурге. Секретарь Союза писателей Беларуси. Главный редактор журнала «Новая Немига литературная», редактор отдела поэзии журнала «Неман». Член-корреспондент Академии поэзии и Петровской Академии наук и искусств. Лауреат международной литературной премии им. Симеона Полоцкого, российских литературных премий им. Николая Минского и «Русь единая», премии им. «Молодой Гвардии» (Украина) и др.Кавалер Золотой Есенинской медали. Живет в Минске.
***
Предаст любимый,
придет страданье.
Придет страданье,
постигнешь душу.
Постигнешь душу,
навек прозреешь.
Навек прозреешь,
любовь узнаешь.
Любовь узнаешь,
предаст любимый…
***
Д.К.
Ты смотришь сквозь меня…
Превыше всех пророчеств,
Превыше вечеров у зябкого огня,
Когда нельзя на «Вы»,
Когда не помнят отчеств…
Обидно и светло
Ты смотришь сквозь меня.
А я забыл слова,
Я помню только звуки…
Дыхание – и то забилось под гортань.
Ты смотришь сквозь меня…
Без горечи, без муки.
Так смотрит пустота в простуженную рань.
И холодно глазам,
И холодно ресницам…
Молчанием своим молчание длиня,
Ты смотришь сквозь меня,
Чтоб снова мне присниться,
И в том, грядущем сне,
Ты смотришь сквозь меня.
***
Веранда. Полдень. Дождь отвесный.
На всем напрасности печать.
И мне совсем не интересно
От женщин письма получать.
Хотя лежит на стуле венском,
Не раз прочитано, не два,
Письмо, где крупный почерк женский,
Где очень грешные слова.
Грешил… Грешу… И словом грешным
Меня случайно не пронять.
Но этот голос безутешный
Мне вдруг почудился опять.
Как не поверить этой муке,
Не отозваться, не дерзнуть?
А эти скрещенные руки,
Напрасно прячущие грудь…
А этот ворот, ставший тесным,
Ладонь, где жилки на просвет?..
Веранда… Полдень… Дождь отвесный…
И этим письмам – тридцать лет…
***
Моя хромосома. Твоя хромосома…
Ну, чем не основа для общего дома?
Ну, чем не причина, чтоб в стылом июле
Забыть свой халатик на стареньком стуле?
На столик под зеркалом бросить помаду…
А души? В них нету и не было ладу.
Зачем? И не нужно… И слезы не душат,
Когда ветерок этот ужас разрушит.
Лишь в детских чертах повторятся знакомо
Моя хромосома, твоя хромосома…
***
Любовь от боли отличить не в силах,
Я умирал… И умер бы, но ты
Твердила, что я зря боготворил их –
Твои, почти что детские, черты.
Я не прозрел… Я просто стал взрослее…
Теперь превыше празднеств и обид
Не женский смех на сумрачной аллее,
А женский плач – тихонечко…навзрыд.
Когда в ответ ни окрика, ни слова,
И даже гулкий воздух одинок.
И лишь больною ночью, в полвторого,
Тебе вернет дыхание звонок.
И ты, опять запутывая роли,
С душою, как расстроенный бемоль,
Любви не сможешь отличить от боли –
И там – болит, и это – только боль…
***
Накинь вуаль, когда погаснет свет
В моих очах… И этим тайну выдай
Двух таинств, двух просторов, двух планет,
Не защищенных Богом и Фемидой.
Не опускай истерзанных очей,
Услышав колкий шепот за спиною.
Я был ничей… И снова стал ничей…
Кто виноват?.. Я сам тому виною.
А что толпа? Толпа всегда слепа,
Толпе и на кладбище горя мало.
Накинь вуаль… Пусть думает толпа,
Что ты хоть миг, но мне принадлежала…
***
Два часа… Ты, наверно, уснула…
Для меня уже день на дворе,
И в блокноте на краешке стула
Буква «Л» да четыре тире.
Город смолк. Ты поспи, не пытаясь
В сновиденья чужие войти.
Я не сплю… Я на стул натыкаюсь
Там, где наши схлестнулись пути.
В этой комнате… Возле дивана,
Что к стене сиротливо приник.
Ты тогда повторяла: «Как странно…
Вы – из прошлого? Там ваш двойник?»
Ну, конечно… Мой голос оттуда,
Где в дому – не четыре угла,
Где влюбленность, как будто простуда,
Познобила и быстро прошла.
Где один ты на целой планете,
И никто тут не в силах помочь…
Что за шепот?.. Наверное, ветер…
Что за темень?.. Наверное, ночь…
***
Вначале: «Ой, привет… Послушай…»
Потом: «Люблю…» Потом: «Родной…»
И просветляя в душах души,
Печаль проходит стороной.
Но чаще: «Мой…», «Родной…», «Любимый…»,
Почти чужое: «Как дела?»
И, не узнав, проходит мимо
Та, что единственной была…
***
Ты воротишься в пламенность зрачков,
Душа моя, не верящая в чудо.
И будет этот день вдвойне суров –
Суровей, чем любовная остуда.
Ты воротишься в кличи журавлей,
Душа моя, привязанная к дому.
Легко кружа над ржавостью полей,
Минувшего не видя по-другому.
Ты воротишься… Только воротись,
Преодолев мелодию пространства.
И близью станет завтрашняя близь,
Не знающая лжи и постоянства.
Как хорошо! Как сладко!.. Почему
Туманен гул с небес и колоколен?
Но этот свет, давно презревший тьму…
Но этот дух, что искренностью болен…
Не прекословь! Бреди, пока бредешь,
Мирское исполняй предназначенье.
И не гадай – откуда эта дрожь
И стылых глаз высокое свеченье?
***
Кромешную единственность твою
Осознаю – чем дальше, тем страшнее.
Все ближе край… Но только на краю
Душа – душевней, слезы – солонее…
Стою один у темного окна,
И не пойму – так что же это было?
Душа одна… И ты в душе одна…
Да в небе одинокое светило.
***
Не слышен голос – только голоса
Сквозь тихий плач, скрывающий рыданья.
И одиноко катится слеза –
Бесслезной ночи робкое касанье.
Два костерка цепляют дым за дым
Под дальний рокот, ветром доносимый.
И я опять печально не любим
Печальницей, единственно любимой.
Небесный луч колеблется едва,
Дрожит в ознобе зябкая Пальмира,
Как-будто ложь, что хлынет синева
Из этой тьмы, окутавшей полмира.
***
Под пеленою хмурого дождя
Едва чернеет смутная дорога,
От бренных мыслей к Богу уводя,
И в бренность приводящая от Бога.
Что нам осталось? Несколько часов,
Помноженных на таинство речений…
Уже я слышу, слышу этот зов,
Что выше всех прикрас и отречений.
Пора прощаться…Ты мне не сестра –
За чаем – ночью – можно лишь с сестрою.
Да, ты нежна…И ты ко мне добра,
Но я – без чувства – доброты не стою –
Последний вздох…Печальница моя,
Венчальницей не ставшая моею.
И у фаты истрепаны края,
И я ничуть о прошлом не жалею.
А ты оставишь белое шитье,
И я перчатки черные заброшу.
А дальше – тишь, где каждому свое –
Иль тяжкий груз, иль тягостная ноша.
***
Скоро впорхнет эта женщина юная,
Будет греметь облаками и струнами,
Чтоб встрепенулась душа подвенечная –
Тихая-тихая, млечная-млечная.
Чтобы глаза отливали пожарами –
Рыжими-рыжими, ярыми-ярыми.
Чтобы плыла над озябшими липами
Тьма, с полутьмой говорящая всхлипами.
Чтобы порхала под звонкими лунами
Юная женщина, юная-юная…
***
За измены, надменность и
За жестокое: «Знай!»
Покарай меня верностью,
Добротой покарай.
Будет высшею карою –
Не канючить: «Прости…»,
Заглянуть в твои карие
И глаза отвести.
В тридцать лет
Да было ли?
Стекло звенело тонко,
Я слушал, очарован и влюблен,
Как ты шептала: «Не хочу ребенка…
Ведь, хоть немного, нас разделит он…»
Мне тридцать лет…
Морщины огрубели.
Курю… Не спится… Полуночный час…
Кудрявый мальчик плачет в колыбели,
И только он соединяет нас.
***
Он был поэт. Он в письмах ей писал,
Сто раз на дню хватаясь за чернила,
Что помнит все: цветы, банкетный зал,
Ее слова: «А вы, пожалуй, милый…»
Она писала редко – о делах,
О том, как скучно жить в столичном шуме,
Шутила… Танцевала на балах…
А письма издала, когда он умер.
***
Женщина лет сорока
Мне улыбнулась глазами.
Мир покачнулся и замер –
Мне улыбнулась глазами
Женщина лет сорока.
Старенький плащик… Глаза
В лучиках первых морщинок.
Глянула…Что за причина?
Лучики первых морщинок…
Старенький плащик… Глаза…
Еле заметно рука
В гуле трамвайном дрожала.
Быстро сошла у вокзала,
Где-то в проулке пропала
Женщина лет сорока.
***
Утром будут стыд и холод,
В очаге – зола,
И пустой бокал расколот
На краю стола.
Возле тумбочки – рубашка,
Юбка – на ковре…
И душа, которой тяжко
В этой конуре…
Но пока – утреют плечи,
Обжигая взгляд.
На столе – цветы и свечи,
И диван не смят.
И любовная тирада
В свете золотом.
А о завтрашнем – не надо,
Это все потом…
|