Александр Крылов - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, зав. отделом международной политики интернет-журнала "Новая Политика"
Грузия – для грузин? Застарелый шовинизм требует радикального лечения
Шовинизм уже много десятилетий отравляет отношения грузин с соседними народами. Один из этих народов - абхазы, насчитывающие в настоящее время около 100 тыс. человек. Вместе с близкородственными народами, проживающими ныне в регионе Западного Кавказа (абазины, адыги, кабардинцы, черкесы, шапсуги и др.) абхазы являются частью северо-кавказского этнокультурного сообщества.
Национальной трагедией в истории абхазов было махаджирство – массовое переселение горцев в Турцию после окончания Кавказской войны. В 1860 – 1870-х годах из родных мест уехало более половины абхазов. Покинутые ими земли начали активно заселяться грузинами и другими народами, что привело к формированию полиэтничного по характеру населения современной Абхазии.
Сформировавшееся после присоединения к России грузинское просветительское, а затем национальное движение (первоначально дворянское, а затем разночинно-интеллигентское) имело своей целью духовное возрождение собственного народа, преодоление его многовековой культурно-языковой раздробленности и формирование единой грузинской нации и государства. Источником вдохновения и важнейшей частью идеологии грузинского национального движения (“Тергдалеули”, Общество распространения грамотности среди грузин и т.д.) стало богатое историческое прошлое Грузии, особенно времена существования так называемой “идеальной Грузии” - средневекового Грузинского царства Х-ХШ вв.
Как ни парадоксально, единое грузинское государство – Абхазо-Грузинское царство - появилось благодаря абхазам.
В VIII в. абхазские феодальные княжества были объединены в Абхазское царство, которое начало свою экспансию в юго-восточном направлении. После того, как в его состав была включена вся Западная Грузия, сюда, в г. Кутаиси, была перенесена столица Абхазского царства. В Х в. династия абхазских царей прервалась, престол перешел к Баграту III (грузину по отцу и абхазу по матери).
Династия Багратиони продолжила политику территориальной экспансии, ее результатом стало объединение Западной и Восточной Грузии. В ХIII веке после монгольского нашествия Абхазо-Грузинское царство распалось, воцарилась феодальная междоусобица. Как справедливо констатировал историк и видный политический деятель постсоветской Грузии Г. Мамулия, страна начала возрождаться лишь в XVIII в., после того, как находившаяся в течение нескольких столетий (с ХIII в.) в тупике социального развития Грузия была включена в пределы Российской империи (Мамулия Г.С. Концепция государственной политики Грузии в отношении депортированных и репатриированных в Грузию месхов. История и современность // Центральная Азия и Кавказ, №1(2), 1999).
Теперь события тех лет оцениваются в Грузии как российская оккупация.
После распада СССР события давнего средневековья приобрели острую актуальность. Дело в том, что еще разделенное на бесчисленные группы и течения грузинское национальное движение XIX-XX вв. было едино в определении границ “исторически принадлежавшей грузинам территории”: ими стали именно границы “идеальной Грузии” - средневекового Абхазо-Грузинского царства периода его максимального расцвета. На протяжении многих поколений в грузинских школах именно границами “идеальной Грузии” определяются “исконные грузинские земли”, именно они являются справедливыми на уровне современного грузинского массового сознания.
Порочность данного подхода заключалась в том, что данное средневековое царство (подобно всем аналогичным царствам и империям древности и средневековья) изначально было многонациональным, что, в частности, было закреплено и в титулатуре его правителей: “царь абхазов, картвелов, эгров, кахов… ”. Поэтому не только грузины, но и все проживавшие на его территории народы имеют собственные и неоспоримые в их глазах исторические права на те земли, где они ныне проживают. Противоположная трактовка вопроса о том, кто на территории современной Грузии является “хозяином”, а кто – “гостями”, в середине ХХ в. стала предметом острой дискуссии и вызвала напряженность в отношениях между грузинами и проживавшими на территории Грузии этническими меньшинствами.
Первая попытка осуществить на практике права грузин на “свои исторические земли” была предпринята после распада Российской империи, в период существования «первой грузинской республики». В то время население Грузии сохраняло свою этническую пестроту: численность грузин составляла в нем менее 65%. Уже одно это обстоятельство требовало проведения осторожной национальной политики.
Вместо этого власти «первой грузинской республики» начали проводить по отношению к этническим меньшинствам откровенно шовинистическую политику.
Поэтому установление в Абхазии советской власти в марте 1921 г. было воспринято местным населением в первую очередь как избавление от национального гнета и грузинской оккупации.
В настоящее время период пребывания Абхазии в составе Грузинской ССР оценивается абхазскими и грузинскими учеными с диаметрально противоположных позиций. Абхазская сторона связывает все беды своего народа с союзными руководителями грузинского происхождения (И. Сталин, Л. Берия и др.) и политикой республиканского руководства, которые совместно проводили политику насильственной грузинизации населения в масштабах Грузинской ССР.
Грузинская сторона связывает все проблемы с политикой союзного руководства, которое во имя “господства Москвы” сознательно разъединяло и противопоставляло братские народы. Грузинские авторы склонны рассматривать все достижения Абхазии советского периода как результат «отеческой» патерналистской политики руководства ГССР по отношению к меньшинствам, особым, “толерантным” отношением грузин к малочисленным народам и т.п. “Грузинский народ никогда не притеснял абхазов. В Абхазии были созданы максимально возможные в ту пору условия для развития экономики и культуры… В Грузии абхазы не только не были дискриминированы, наоборот – им были созданы все возможные условия для национально-культурного, социально-политического и экономического развития. Более того, в Абхазии сложилась парадоксальная ситуация – остро встал вопрос о необходимости защиты прав и свобод грузин” (Жоржолиани Г., Лекишвили С., Тоидзе Л., Хоштария-Броссе Э. Исторические и политико-правовые аспекты конфликта в Абхазии. Тб., 1995, с.38-39, 43.).
Как показывают социологические исследования, в настоящее время подобные взгляды разделяются подавляющим большинством грузинского населения: “грузины считают, что нигде в СССР столь малочисленному этносу не была предоставлена такая широкая автономия, как абхазам.
В грузинском массовом сознании большинство предков сегодняшних абхазов – это спустившиеся с гор племена, заселившие территорию Абхазии, где до этого жили более близкие к грузинам по происхождению настоящие абхазы” (М. Никурадзе. В чем видит грузинская народная дипломатия причины грузино-абхазского конфликта. - Аспекты грузино-абхазского конфликта. Ирвайн, 2000, с.128).
В период правления И. Сталина, в условиях политики жестокой дискриминации малочисленных народов в масштабах всего СССР и во время максимального влияния грузинского лобби в кремлевских кабинетах, эта задача решалась откровенно репрессивными методами: некоторые народы были выселены за пределы Грузии (греки, курды, турки-месхетинцы). Другие, даже не родственные картвелам – были объявлены “грузинскими племенами” и должны были быть со временем полностью грузинизированы.
После смерти Сталина позиции грузинского лобби в союзном руководстве ослабели. Под давлением Москвы, предпринявшей определенные меры по защите малочисленных народов, руководство Грузии было вынуждено отказаться от наиболее одиозных форм национального угнетения и сделало упор на политику переселения грузинского населения в районы проживания меньшинств (которые должны были рано или поздно раствориться в море грузинского населения).
Закономерно, что именно в середине 1950-х гг. в грузинской исторической науке в качестве идеологического обоснования подобного переселения появляется теория, противопоставляющая исторических абхазов (древнее культурное грузинское племя, проживавшее на территории Абхазии) и современных абхазов (потомков отсталых “горцев-апсуйцев (от “апсуа” – самоназвания абхазов)”, якобы переселившихся в Абхазию в XVII в.).
Теория о “переселении апсуйцев” была совершенно антиисторической (в этом она мало отличалась от прежних взглядов на абхазов как на грузинское племя), но она восторжествовала в грузинской науке и общественном сознании.
Широкая пропаганда этой теории вызвала резкий протест со стороны абхазской интеллигенции, привела к обострению межэтнических отношений. В Абхазии грузино-абхазские противоречия наиболее ярко проявились во время массовых выступлений абхазского населения (1957, 1964, 1967, 1978 гг.), когда лишь экстренное вмешательство союзных властей позволило предотвратить дальнейшее разрастание конфликта.
В конце 1980-х гг., в условиях нараставшего кризиса союзной власти, грузино-абхазские противоречия приобретали все более острые формы. Грузинское национальное движение требовало отделения от СССР и открыто провозгласило своей целью создание моноэтничного грузинского государства в его “исторических границах”. Абхазы активно противодействовали грузинскому сепаратизму и выдвинули требование включить Абхазию в состав Краснодарского края Российской Федерации.
Приход к власти в Грузии в 1990 г. ультрарадикального лидера Звиада Гамсахурдиа превратил лозунг построения моноэтничного грузинского государства в официальную политику.
Была ликвидирована автономия Южной Осетии, в стране началась откровенная травля негрузинского населения.
Откровенно шовинистический курс грузинских властей, выраженный в лозунге “Грузия - для грузин”, был неприемлемым для негрузинского полиэтничного населения Абхазии. Часть людей (как и многие этнические грузины) предпочла остаться вне схватки, переехала в Россию и другие страны. Оставшиеся в своем большинстве поддержали абхазов в их противодействии политике тбилисских властей. Высшей точкой конфликта стала грузино-абхазская война 1992-1993 гг. Поражение грузинской армии повлекло за собой массовое бегство грузинского населения и коренным образом изменило этническую карту современной Абхазии.
Результатом последней военной авантюры Саакашвили стало официальное признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Это признание стало закономерным итогом той шовинистической и безответственной политики по отношению к национальным меньшинствам, которую проводил Саакашвили и все его предшественники, начиная от грузинских меньшевиков и заканчивая Э.Шеварднадзе. Большую роль сыграли и те грузинские литераторы и историки, которые занимались «идеологическим обоснованием» подобной политики. Благодаря их многолетним трудам в грузинском народе были посеяны и укоренены шовинистические настроения, национальная спесь и презрение к другим народам. Именно поэтому властителями дум и вождями постсоветской Грузии стали ярые националисты, которые упорно вели страну к нынешней национальной катастрофе. Очевидно, что для выхода из нынешнего тупика и нормализации отношений со своими соседями грузинскому народу необходимо найти действенные средства для излечения от застарелой болезни национального шовинизма. Лишь в этом случае у Грузии может возникнуть перспектива выхода из нового тупика социального развития, куда ее загнали ее постсоветские правители.
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/gruziya__dlya_gruzin_2008-08-28.htm |