СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

№4 Дарья ЦИЛЮРИК (Россия, Лобня) Родное Подмосковье

Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Наша земля №4 Дарья ЦИЛЮРИК (Россия, Лобня) Родное Подмосковье

Родное ПодмосковьеРодное Подмосковье

 

Подмосковье!.. Живописный, окрыляющий душу край!.. Только здесь, в окружении изумрудно-малахитовых лесов, лазоревых озёр, тёплых весенних полей, в окружении драгоценного разноцветья стройных монастырских ансамблей, лирически-грустных дворянских усадеб, старинных городов, сёл и деревушек, беспорядочно теснящихся на холмах и пригорках, где, точно девица-искусница, вышивает свой небесный узор Волга, – только здесь так глубоко, легко и вдохновенно дышится русскому человеку! И не удивительно, ведь Подмосковье – сердце земли русской, центр богатейших культурных традиций и православных святынь. Уникальность природы и атмосфера высокой духовности навевает воспоминания о доброй старине, о героических подвигах и славе русского народа. Пройдёшь ли по мокрому осеннему парку опустевшего поместья – и в нежной, печальной задумчивости представишь себе, как многие десятилетия назад здесь создавали свои шедевры Чайковский, Тютчев, Аксаков, Чехов. Обратишься ли к историческим местам, к музеям боевой славы – и чувствуешь мощный прилив сил, гордость за своё Отечество. Гармония и покой охраняют душу от мирской суеты под золочёными куполами храма, а вид, который открывается с подмосковных возвышенностей в солнечный летний день, наполняет сердце таким горячим восторгом, что несколько минут недвижимо стоишь, объятый глубоким оцепенением, и в молчаливых слезах созерцаешь молодую, здоровую прелесть родного края, его сверкающие  ослепительными переливами краски…


В XIV – XVI вв. Подмосковье – тогда это были земли очень молодого, но всё более крепнущего Московского княжества – приобретает центральную роль в политической и культурной жизни Древней Руси. Особое место в истории русского государства и русской культуры тех стародавних лет принадлежит Троице-Сергиевой Лавре, воздвигнутой на небольшом лесном холме вдали от селений и дорог, ныне же расположенной в городе Сергиев Посад. Основанная в середине XIV в. Преподобным Сергием Радонежским, она стала главным монастырём Московского княжества и вскоре, благодаря идее народного единения, провозглашённой Святым Сергием, завоевала большой духовный авторитет. Велико историческое значение Троице-Сергиевой Лавры. Летописи неоднократно упоминают о том, что настоятели монастыря помогали князьям улаживать сложные междоусобные разногласия. Именно здесь, в Троице-Сергиевой Лавре, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского дать бой на Куликовом поле, именно здесь сложился духовный центр борьбы с интервентами в Смутное время, именно здесь в тяжёлые дни стрелецкого бунта была поддержана власть Петра I. Кроме того, Троицкий монастырь – уникальный памятник русской культуры. Под его сводами работали самые выдающиеся иконописцы, зодчие, скульпторы, резчики и ювелиры Древней Руси: Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, Василий Ермолин, Амвросий. Сегодня в стенах Троице-Сергиевой Лавры находится Музей – одно из крупнейших хранилищ русского искусства, представленного древними иконами, средневековыми рукописями, старопечатными книгами, памятниками лицевого и орнаментального шитья, церковной утварью, изделиями из золота и серебра, произведениями живописи, графики, народного и современного декоративно-прикладного искусства. Известный во всём мире архитектурный ансамбль монастыря также является неотъемлемой частью заповедного музейного комплекса… Вклад Троице-Сергиевой Лавры в становление русской культуры и русской государственности трудно переоценить. Порою кажется, что именно сюда тянутся невидимые нити со всех концов русской земли, чтобы слиться в многоголосный гимн, воспевающий её красоту и могущество. Тянутся сюда, а здесь – Подмосковье!


Из средневековой Руси перенесёмся в новое время и вспомним о том, что русская живопись, литература, поэзия и музыка этой прославленной талантами эпохи многим обязаны подмосковным усадьбам. Одни, расположенные в непосредственной близости от Москвы, раскинулись в необозримых просторах пышными дворцово-парковыми ансамблями, и не даром: их хозяевами были представители высшей дворянской знати. Другие, на относительном удалении от Москвы, представляют собой небольшие, сравнительно скромные деревянные постройки. Это – укрытые от московской суеты, незатейливо уютные «дворянские гнёзда», настоящие островки творческого вдохновения. Многие из них были в конце XIX – начале XX вв.. преобразованы в музеи. Так, в 1894 году открылся Дом Петра Ильича Чайковского в Клину, где после смерти композитора хранились не только рояль, письменный стол, библиотека и другие замечательные реликвии, но и бесценный архив Чайковского. Существует предание, что скрип деревянных половиц клинского дома отличался особой музыкальностью и даже подсказывал великому композитору мелодии его знаменитых симфоний.


ландшафтные работы в VertoВ 1899 году был создан пушкинский музей в Остафьеве – усадьбе графов Шереметевых. В остафьевских стенах Карамзин писал «Историю государства Российского», собирались на праздниках и вечерах у князя Вяземского выдающиеся представители нескольких поколений отечественной литературы: Жуковский, Грибоедов, Баратынский, Батюшков, Гоголь. Читал свои болдинские шедевры Пушкин. А в Абрамцево, усадьбе Аксакова (до 1870 года) и Мамонтовых (до 1918 года) близ Сергиева Посада не только гостили писатели и поэты, но и работали известные русские художники: Васнецов, Репин, Поленов, Серов, Врубель, Коровин, Нестеров. Среди «дворянских очагов» культурной жизни страны можно также назвать музей-заповедник А. С. Пушкина в Захарово-Вязёмах, музей-усадьбу Ф.И. Тютчева «Мураново», музей-заповедник А. П. Чехова в Мелихове и А. А. Блока в Шахматово-Тараканове.


На протяжении почти двух столетий подмосковные усадьбы сохраняли прекрасные памятники искусства и быта, порождали мысли и образы, питавшие русскую поэзию, литературу и музыку. И в наши дни подмосковные усадьбы-музеи воплощают многовековые традиции, особенности жизненного уклада русского человека, его мировоззрение и живую связь с природой. Сюда из глубины веков тянутся органически совершенные формы в архитектуре, интерьерах, оранжерейном и садоводческом деле. Тянутся сюда, а здесь – Подмосковье!


Не следует забывать и об огромном историческом значении Подмосковья в XIX – XX вв.. В 1941 году ценой нечеловеческих усилий и многотысячных потерь под Москвой были остановлены германские войска, трубившие на весь мир о скорой победе над Советским Союзом. А полутора веками раньше, в 1812 году, русская армия близ села Бородино выстояла против армии Наполеона и нанесла ей страшный, непоправимый урон, предрешивший исход всей войны. Открытие в начале 1900-х гг. выставки, посвящённой этому знаменательному сражению, положило начало организации русских военно-исторических музеев. Каждый из них – будь то маленький подмосковный музей городского значения или гигантский музей-панорама «Бородинская битва» – напоминает нам о героическом мужестве русских воинов, о самоотверженности и беспримерном патриотизме русского народа. Сюда отовсюду тянутся нити славы русского оружия, а здесь – Подмосковье!


Итак, в незабвенных вехах русской истории с древнейших времён и до наших дней Подмосковье не утратило своей великой роли – быть центром, сердцем Руси, объединять вокруг себя города и земли нашей великой страны. Поэтому Подмосковье – край, родной не только людям, чьё рождение и становление произошли на его благодатной земле. У русского человека нет и не будет другой духовности, другой истории, другой культуры, ибо нет и не будет у него другой Родины, кроме России. И пока бьётся сердце России – Подмосковье, русский человек, где бы ни находился его дом на семнадцатимиллионной площади нашей страны или за её пределами, будет считать Подмосковье частью своей Родины.

 

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2024
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.01082706451416 сек.