Зоран Милошевич
Родился в 1959 году в Сербии. Доктор социологических наук, професор. Работает в Институте политических иследований, Белград. Пишет по проблемам религии, идеологии, политических партий, а также по национальному вопросу. В Сербии опубликовал 3 книги о России, одну – об Украине и 10 статей о Белоруссии. Публиковался в Белоруссии, России, Словении, Канаде, Хорватии, Боснии и Герцеговине. За свою научную работу награжден медалью Шолохова Российской муниципальной академии Москвы «За служение России» (2004); медаль Эдуарда Володина Союза писателей России (2005) за исследование «Философская мысль святитела Николая Велимировича Сербского» (на русском язике); грамотой Руссийского центра науки и культуры в Республике Сербия «Русский дом» в Белграде «за сотрудничество и дружбу Сербского и Русского народов» (2008).
19.01.10 Реформа внешней политики связывают с новым министром иностранных дел Турции др. Ахметом Давитоглу. По его мысли Турция должна научиться использовать свои преимущества, должна преобразиться из периферийного члена НАТО в один из центров мировых сил. Ключ этого преображения лежит в оттоманском прошлом Турции. В этом смисле Турция предприняла крупную научную, културную и информационную пропаганду ценностей Оттоманской империи, и так объявила о желании вновь вернуться не только в Центральную Азию, но и на Балканы.
На протяжении 2009 года одним из важнейших научных, информационных и политических вопросов был поиск ответа на вопрос, существенный для всего мира: куда ведут реформы, которые начала турецкая власть?
Реформы начались в 2008 году после военной операции Израиля в секторе Газа. Турция по этому поводу заняла крическую позицию по отношению к Израилю, утверждая, что «добрый друг не болтает за спиной». Реформы завершились кадровыми изменениями, из которых важнейшим было назначение в мае 2009 года министром иностранных дел доктора Ахмета Давитоглу, идеологически близкого движению «Milli gerus» («Национальный взгляд») и воспитанника бывшего премьера Наджмедина Эрбакана. В связи с этим большинство СМИ и аналитиков сделали вывод о том, что проведенные реформы ведут Турцию вовсе не в ЕС, но превращают ее в региональную супер-силу!1 Профиль нового министра иностранных дел Турции весьма важен, поскольку в этой стране существует значительное рассогласование между внутренней и внешней политики - между политическими субъектами и госструктурами, пребывающими в перманентном столкновении. В этой ситуации МИД играет одну из ключевых ролей, что демонстрирует то, что смомента основания Турецкой Республики и до сих пор основные параметры остаются незыблемыми и государство созраняет стабильность.2 Внешняя политика какой бы то ни было державы формулируется, как правило, весьма узким кругом людей, так что роль личности в этом деле весьма велика. Это правило касается и Турции.
Новая внешняя политика Турции названа неооттоманством, а фундамент заложен в 2002 году, когда к власти в Турции пришел Эрдоган и его партия, которая является образцовым носителем мусульманских ценностей. Внешнюю политику формулировал университетский профессор Ахмет Давитоглу. По его мысли Турция должна научиться использовать свои преимущества, должна преобразиться из периферийного члена НАТО в один из центров мировых сил. Ключ этого преображения лежит в оттоманском прошлом Турции.3
Политика «бесконфликтности с соседями»
Др Ахмет Давитоглу проводит политику «бесконфликтности с соседями». Эта политика дала блестящие результаты, поскольку Турция «помирилась» с Сирией, Арменией, Ираком..., но, все по порядку.
Наибольшей проблемой Турции было отношение Сирии, которая поддерживала Курдскую рабочую партию в Турции. Из-за этого на границе располагалась усиленная боевая группировка (приводят цифры од 30.000 до 50.000 военнослужащих), призванная умалить сирийское влияние. Наряду с этим, существовала проблема рационального использования питьевой воды Ефрата.4 Новый министр иностранных дел Турции этот вопрос с Сирией решил и сейчас две державы отменили визы для своих граждан, так что отныне и сирийцы, и турки могут словодно пересекать границу.
Курдская власть в Ираке, во главе с Мусадом Барзани Фуад Хусеином объявила, что «иракские курды имеют право на независимость, а если этого не произойдет, они готовы соединиться с турецкой провинцией Мосул» (в которой живут курды, даби таким образом большинство этого народа были в одной стране).5 Так, по мысли Мусада Барзани Фуад Хусеина иракские шиити тянуться к Ирану, сунити к арабскому миру, а Курди вынуждены вступить в савез с Турцией. Новый министр иностранных дел Турции знал это и восспользовался этим. В обмен на гарантию поддержания территориальном целостности Ирака, Анкара добилась от Багдада согласия на создание свободной экономической зоны. А это, хочешь-не хочешь, позволит Турции взять под свой контроль богатые месторождение нефти на севере Ирака, включая огромное месторождение в Киркуке.6
Турция удивила всех примирением с Арменией. В этом значительную роль сыграла госсекретарь по внешней политике США Хилари Клинтон, что подчеркивает факт подержки американцами новой политики Турции. Всем известно о турецком геноциде над армянами, и что этот вопрос был незаживающей раном во взаимоотношениях стран.7 Решение этого вопроса СМИ истолковали как выдающуюся способность нового турецкого министра иностранных дел, покорившего общественное мнение своей проницательностью.
Новая внешняя политика привела и к налаживанию торгово-экономических связей с богатой Саудовской Аравией.
Турция и Сербия
Турция установила лучшие отношения с Ираном, даже взяв на себя роль посредника между этой страной и Западом. Затем посвятила внимание ХАМАС-у в Палестине и ХЕЗБОЛЛАХ-у в Ливане.
Интересно, что Турция возвращается на Балканы. И если признание независимости Косова и поддержка албанцев в Македонии воспринималась как безеговорочное и некритичное следование в фарватере американской политики, а примирение мкусульманских политиков Санджака выглядело как случайный эпизод, то посещение нового министра иностранных послова др Ахмета Давутоглу в Сараево в конце 2009 года, вызвала настоящий шок, ибо прозвучала идея обновления Оттоманской империи.8
Аналитики указывают на то, что Турция должна вернуться оттоманской традиции, поскольку ЕС не принимает ее в свои ряды.9 Главной причиной является большое население Турции: около 70 миллионов (из них 50 миллионов - турки). С таким количеством мусульман ЕС потеряла бы свою (христианскую и секулярную) идентичность.10
Турция прошение о приеме в ЕС подала в 1987, а статус кандидата обрела в 1999 году. Переговоры о присоединению заморожены в 2006 году. Условием принятия Турции в ЕС было решение кипрского и курдского вопросов, а также проблему не выполнения прав человека: право на исповедание веры и духовное образование граждан православного исповедания. Не желая решать эти проблемы, Турция обратила внимание на США. С другой стороны США поддерживают вхождение Турции в ЕС, полагая, что это неминуемо приведет к уменьшению товарооборота с Россией, а также воспрепятствует прохлждению российских танкеров через Босфор и Дарданеллы, которые контролирует Турция, что должно привести к изоляции России.
Турция, между тем, еще со времени распада СССР и СФРЮ на разных уровнях рассматривала план своего возвращения в Евразию и Балканы. Турецкие политики с радостью приняли весть о возможности создания мусульманских стран на Балканах.11 Об этом поступали убедительные сигналы от представителей международного сообщества, а также, что важнее, и от лидеров косметских албанацев и мусульманских лидеров БиГ.12
С самого начала распада СФРЮ Турция заняла весьма экстремальную позицию, потратив огромные средства для финасирования политических амбиций боснийско-герцеговинских мусульман и албанацев с Косова и Метохии и юга Сербии. Турция на КиМ доставила большое количество оружия. По данным исследователя из иранского института ИПИС, Турция поставила 30-35% от всего вооружения, что намного больше иранских и пакистанских поставок. По данным французского института ИФРИ, Турция к 1999 истратила на военную и политическую поддержку мусульманам бывшей Югославии более 300 миллионов долларов США, а с 2000 по 2004 Турция ежегодно из государственных фондов выделяла по 40 миллионов долларов.13 Здесь не учитываются средства неправительственного сектора, а также средства, которые поступали от «боснийской» и албанской диаспор (численность которых в совокупности достигает 3 миллионов человек). Турция, также, помимо США и ЕС обучает офицеров боснийско-герцеговинских мусульман и офицеров-албанцев с КиМ и юга Сербии. Несмотря на неодобрение Запада, Турция продолжает обучение и подготовку в двух частных колледжах в районе Фетхие.
Турецкая популяризация Оттоманской империи
Турция на Балканах, прежде всего среди мусульман, развернула пропаганду о позитивном облике Оттоманской империи, как «примереной» организации жизни, в которой всякий кто был лоялен султану, как, к примеру албанцы, занимали ответственные позиции в государстве, за что и были награждены значительным территориальным расширением. Эти программы так отредактированы, что будто даже намекают на возможность попытки обновления такой модели, какая была в Оттоманской империи.
То, что Турция ввела новые параметры в свою политику, было засвидетельствовано на открытии Стамбульского форума, который организовал Центр стратегической коммуникации (Centre for Strategic Communication) при поддержке немецких фондов (прежде всего German Marshall of the Unitet States), президент Турции Эрдоган заявил:
«Турция привержена европейской интеграции, но не желает выглядеть беспомощной попрошайкой. Турция будет играть ту роль, которая отвечает ее статусу быстро развивающейся страны, находящейся на стратегическом перекрестке Востока и Запада». Нужно упомянуть и заявление этого же политика, данного им во Франции в конце сентября 2009 года в котором говорит: «Турция намерена в будущем одказаться от идеи членства в ЕС и избрать путь, которым следует Норвегия».14 Итак, Турция желает создать свой союз, и этим объясняются некоторые заявления мусульманских политиков из БиГ о том, что Оттоманская имеприя была тем же, чем сейчас является ЕС.
И если информационное и политическое продвижение идей Оттоманской империи со стороны мусульманских религиозных и политических вождей (прежде всего, из БиГ) до сада посматрано как своеобразная ностальгия по прошлому, то пропаганда Оттоманской империи от лица официальной Турции и ее союзников по этому вопросу (Франция, Германия и США) широко распахивает врата реализации этой идеи.
Так, в числе прочего, организована выставка об Оттоманской империи в Париже (в конце сентября 2009 года). Выставку, кстати, открыл президент Турции Абдуллах Гул в личном присутствии свого коллеги из Франции Николя Саркози. (Который вместе с немецкой канцлершей Ангелой Меркель является главным противником приема Турции в ЕС, но и главные единомышленники идеи того, что Турция должна «играть роль, соответствующую ее статусу»).
На выставке представлено все то налучшее, что Оттоманская империя дала «народам империи», а то, что было наихудшим, например насаживание на кол, не вспоминалось. Также не упомянуто, что до сих пор Турция своими реформами не укрепляет демократии и секулярности турецкой державы, ни решает чисто гуманного вопроса и вопроса прав человека - курдского вопроса. И далее остаются большие ограничения у СМИ, и дальше немусульманским гражданам навязывают мусульманские обычаи, а о притеснении курдов и не говорю.15
Но, то что особенно важно - это то, что проект обновления Оттоманской империи больше не мечта, не сон экстремистски настроенных боснийских политиков и служителей Исламской религиозной общины из БиГ, но политика, которая изо всех сил стучит в наши ворота.
Перевёл Павел Тихомиров
Литература:
Атай, Молдобаев: Внешная политика Турции на современном этапе, http://www.easttime.ru/analitic/2/6/365.html
Бајић, Јово (ур): Јермени - историја - генцид - расејање, Српско - јерменско друштво, Београд, 2003.
Ванлы, Исмет Шериф: Меморандум по курдском вопрису в контексте иракского кризиса, Дружба, No 25, Москва, 2003.
Мамаев, Шамсудин: Турция приступает к «активному стоянию» на Каквказе, Политический журнал, No 10, Москва, 30 сентября 2008
Мурадян, Игорь: Доктрина «неоосманизма» и актуальная политика Турции (част 1), http://geoplitica.ru/Articles/269
Политика, 9. јануар 2010.
Санберк, Оздем: Внешная политика в обстановке неопределенности, «Radikal», Турция, 26. 07. 2007.
Стивенс, Филип (Philip Stephens): Турция поврорачивается на восток, а Европа цепляется за прошлое, The Financial Times, 23. 10. 2009, према: http://inosmi.ru/asia/20091023/156416720.html
Филлипс, Ли (Leigh Philips): Ван Ромпёй: Турция никогда не станет членом ЕС, «Euobserver. com», Белгија, према: http://inosmi.ru/europe/20091119/156566085.html
Хафизоглу, Руфуз: Турция превращается в супердержаву региона, http://inosmi.ru/europe/20091120/156577378.html
Примечание:
Рад је настао у оквиру научног пројекта «Друштвене и политичке претпоставке изградње демократских институција у Србији» (149057Д), који се развија у оквиру Института за политичке студије у Београду, а финансира Министарство науке Републике Србије.
Ссылки:
1Руфуз Хафизоглу, Турция превращается в супердержаву региона, http://inosmi.ru/europe/20091120/156577378.html
2 Оздем Санберк, Внешная политика в обстановке неопределенности, «Radikal», Турция, 26. 07. 2007.
3 Шамсудин Мамаев, Турция приступает к «активному стоянию» на Кавказе, Политический журнал, No 10, Москва, 30 сентября 2008
4 Молдобаев Атай, Внешная политика Турции на современном этапе, http://www.easttime.ru/analitic/2/6/365.html
5 Курды занимают 31 % территории турецкой страны. В Турции их между 17 и 25 миллионов, а в мире в целом 30 миллионов. Курды не имеют своего государства. См.: Исмет Шериф Ванлы. Меморандум по курдском вопросу в контексте иракского кризиса. Дружба, No 25, Москва, 2003, стр. 23.
6 Турция достаточно отсталое государство в вопросе прав национальных меньшинств. Только в декабре 2003 года, под давлением ЕС, приняла Закон, по которому обеспечено частичное образование на языке национальных меньшинств. Закон странный, ибо во-первых, предполагает то, что средняя школа будет завершена на турецком языке, а потом можно поступить в школу с языком преподавания на языке национального меньшинства, причем школы эти, как правило, частные, и число их невелико.
7 см.: Јово Бајић (ур), Јермени – историја – генцид – расејање, Српско – јерменско друштво, Београд, 2003.
8 На вопрос журналистки белградской «Политики» профессору международных отношений, др Соли Озелу из Стамбула, дабы он прокомментировал заявление шефа турецкой дипломатии, сделанное им в октябре 2009 года во время посещения Сараева, о том, что цель турецкой внешней политики – возрождение оттоманских Балкан, получила ответ: «Он весьма ангажирован в разговорах о Сренем востоке и весьма заинтересован Боснией и Балканами. К тому же, министр Давутоглу был добрым приятелем Алии Изетбеговича и, думаю, советовался с ним. У него личное и эмоциональное одношение к Боснии из-за тога, что что во время преподавания международных отношений в Малайзии имел много студентов-беженцев из Боснии. Таким образом, приобрел глубокие политические и эмоциональные ассоциации с Боснией и судьбой боснийцев». Политика, 9. јануар 2010, стр. 02. Остается лишг поверить, что политика эмоциональная, а не глубоко рациональная дисциплина, которая может формироваться на основе столкновения с беженцами из Боснии. Почему же никто, к примеру, не изменил внешнюю политику после встречи с сербскими беженцами из Хорватии, Боснии и Герцеговины или Косова и Метохии?
9 Ли Филлипс (Leigh Philips), Ван Ромпёй: Турция никогда не станет членом ЕС, «Euobserver. com», Белгија, према: http://inosmi.ru/europe/20091119/156566085.html
10 Среди западных ученых и аналитиков преобладает мысль, что из немецким, французским и итальянским противлением приема Турции в ЕС стоит Ватикан, который благодаря близким себе политикам и политикам из демохристианских партий откладывает прием Турции в ЕС.
11 В турецской политологической и политической литературе мусульмане из Сербии называются южно-сербскими турками. То, вероятно, следствие того, что они в национальном смысле идентифицируют себя с турками. (Часто мусульмане из Санджака и БиГ сами себя называют «турками»). Види: Игорь Мурадян, Доктрина «неоосманизма» и актуальная политика Турции (часть 1), http://geoplitica.ru/Articles/269
12 В Сербии, прежде всего, на КиМ, есть мала группа этнических турков (около 60.000). Турция использовала это для постоянного давления на Сербию в Совете Европы, ЕС и в НАТО, требуя не только уважения их прав, но «и восприятия их как субъекта социокультурной политики». См.: Игорь Мурадян, Доктрина «неоосманизма» и актуальная политика Турции (част 1), http://geoplitica.ru/Articles/269
13 Игорь Мурадян, Доктрина «неоосманизма» и актуальная политика Турции (част 1), http://geoplitica.ru/Articles/269
14 Руфуз Хафизоглу, Турция превращается в супердержаву региона, http://inosmi.ru/europe/20091120/156577378.html
|