Царь Лазарь и Царствие Небесное
У сербского народа много святых. Одни известны больше, другие – меньше, но все они едины перед Господом; все они – молитвенники во спасение сербского народа.
Пути к Господу у каждого свои. Одни святые своим подвигом оставляют значительный след в истории народа, другие – меньший. Самые почитаемые святые те государи, которые отреклись от всех радостей земной жизни и приняли монашество. Одним из таких святых был Великий жупан Стефан Неманя, основатель первого сербского средневекового государства. Он пошел по стопам своего сына Растко Неманича, оставившего отчий дом и прелести мира сего, чтобы посвятить себя Богу – так он стал монахом Саввой на Святой Горе. Тот же монах Савва станет первым сербским архиепископом, основателем первых больниц, школ и, конечно, монастырей в средневековом сербском государстве. Среди сербских государей было большое число тех, кто после передачи власти уходили в монастырь, где, подвизаясь, удостаивались святого венца, дарованного им Богом. Одним из них был святой, который стал для сербской нации образцом сербского правителя – Святой мученик Князь Лазарь.
Князь Лазарь Хребелянович родился около 1329 г. в местечке Прилепац рядом с известным городом Ново Брдо в Косово. Первый раз он упоминается в дипломатических списках в 1363 г. как чиновник при дворе Царя Душана. Около 1353 г. женится на Милице, дочери князя Вратка из династии Неманичей[1].
После смерти Царя Стефана Душана, известного в народе как „Царь Душан Сильный“, 20 декабря 1355 г., власть переходит к его сыну Стефану Урошу, прозванного в народе „Никакой Урош“. После принятия власти Царем Урошем состояние в сербском царстве становится нестабильным. „В смутное время стольник Лазарь не покинул Царя Уроша. Он доказывал легитимность царствования ослабленного правителя. Самовольная сербская знать поспешно формировала самостоятельные феодальные власти на местах, меняя тем самым политическую карту государства“[2].
„Вукашин Мрнявчевич в 1365 г. выдвинул свою кандидатуру на царский престол, провозгласив себя царем, а своего сына Уроша – деспотом. Вукашин стал править вместе с Урошем. Наступило время нетерпеливых и безмерно мощных областных государей. Царский авторитет был под угрозой, а государственное единство поставлено под вопрос“[3].
Князь Лазарь начал приобретать политическую и экономическую самостоятельность в конце седьмого десятилетия XIV века. Этот период был одним из самых тяжелых. Наряду с ослабленной централизованной властью и неспособностью царя Уроша подчинить себе областных государей, феодалы на местах начали создавать области под своим руководством. Сила, которой обладал князь Лазарь, была слишком слаба для короля Вукашина с большими захватническими амбициями. Также, Лазарю угрожал и жупан Никола Алтоманович. Царь Урош и жупан Никола Алтоманович столкнулись на Косовом Поле в 1369 г. Пораженный Никола Алтоманович продолжал нападать на каждого из своих соседей[4]. В 1370 г. он пробовал обманным путем убить Лазаря, спасенного Милостью Божьей, так как секира, которой он должен был быть убит, попала в золотой крест на его груди. От руки неприятеля он не пострадал – по Замыслу Божьему ему было суждено пострадать от турок за веру Христову[5].
В 1371 г. Лазарь основал новую столицу меж берегов двух рек. Город получил имя Крушевац. Сегодня это один из самых больших городов Сербии. В нем находятся остатки и того старого города Царя Лазаря, и знаменитая церковь Лазарица, которую князь Лазарь воздвиг около 1375 г.
В 1371 г. войска короля Вукашина и его брата деспота Уроша потерпели поражение от турок в битве на реке Марице. В битве погибли братья Мрнявчевичи. В том же году умирает Царь Урош, со смертью которого пресекается святородная ветвь Неманичей. Обезглавленная Сербия так и остается без правящей династии и государя. Сербские великаши, недостойные Благословения Божьего, боролись за наследство Неманичей. Сербская православная церковь хотела, чтобы наследником сербского трона стал человек с теми же достоинствами первых Неманичей. Сербская Церковь такого человека нашла в лице князя Лазаря Хребеляновича. Никола Алтоманович обогатился за счет смерти Вукашина, заняв некоторые его области. Никола Алтоманович был взят в плен в 1373 г. в Ужице и ослеплен. Его владения поделили князь Лазарь, бан Твртко и Балшичи. Твртко в 1377 г. провозгласил себя королем Боснии и Сербов. На эту коронацию дал согласие князь Лазарь[6].
Лазарева Сербия была единственной надеждой против турецкого набега. В 1354 г. турки захватили Галиполи, а потом заняли и укрепленные местности в долине реки Марицы. Сербские господари из Македонии после Марицкой битвы стали турецкими вассалами. Хорошо организованное сербское войско отразило турецкое нападение в 1381 г. на Дубравице у Парачина. В 1386 г. турецкий султан Мурат возглавил нападение на Сербию. Встретил неприятеля князь Лазарь в Топлице и отразил наступление войска Мурата. Отступая, турки заняли город Ниш. Султан Мурат готовился к решительной битве против князя Лазаря. Он собрал все свое войско, а вспомогательные отряды предоставили его вассалы: сербские правители Марко[7] и Константин Драгаш, как и византийский царь, в обязанность которого входило предоставление султану отрядов. Из всех зятьев Лазарю помог только Вук Бранкович[8], тогда как остальные не отважились. Сербский король Твртко не участвовал в битве на Косовом Поле, но выделил большой отряд под командованием воеводы Влатка Вуковича[9].
Старейшее упоминание русского монаха и паломника Игнатия, находившегося на турецкой территории, о Косовской битве датировано 12 днями после произошедшего: „Мурат пошел войной против Лазаря, сербского князя. Ходили слухи, что они оба были убиты в одной битве. Обеспокоенные беспорядками, так как мы находились на турецкой территории, митрополит отпустил монаха Михаила, епископ Михайло отпустил меня, Игнатия и Сергея Азакова, своего монаха“[10].
В битве на Косовом Поле, которая произошла 15/28 июня 1389 г. погиб князь Лазарь и большинство сербской знати. Князь Лазарь был обезглавлен. Турецкий султан Мурат, пораженный мученической смертью князя Лазаря, позволил забрать его тело двум монахам. Тело святого князя было погребено в православной церкви Вознесения Господня в Приштине. В 1390 г. его сыновья Стефан и Вук Лазаревичи по совету тогдашнего Сербского Патриарха, отправились в Приштину, где в церкви открыли нетленные и благоухающие мощи Святого великомученика Лазаря. Оттуда их переместили в его задужбину* Раваницу[11].
Согласно древнему преданию, „Святому князю перед битвой явился Ангел Господень и спросил его, в каком царстве он бы хотел оказаться, земном или Царствии Небесном? Помолившись, стремящийся к Богу князь ответил: Если окажусь в царстве земном, оно будет мало для меня, преходяще и сиюминутно, а Царство Небесное во веки вечные“[12].
Почитание князя Лазаря мы можем объяснить, как почитание народом героического образа, обитающего в его сознании и в котором собраны лучшие качества и достоинства[13].
Лазарь Хребелянович подписывался на указах, как князь. В народном предании он остался сербским царем. Исторически достоверное стихотворение гласит: „Наша корона славный князь Лазарь, ты царь еси, но князем называешься“[14]. Особенное значение для почитания Царя Лазаря сыграли Сербские героические песни докосовского, косовского и послекосовского цикла. Читателю они могут многое объяснить, почему Святой мученик царь Лазарь – самая значительная личность в сербской истории. Народ его запомнил как царя в своих преданиях, хотя он и не был им в действительности. Значение его личности вневременное, вечное – нам он оставил ответ на самые важные жизненные и национальные вопросы. Значение жизненного подвига св. мч. Лазаря актуально для каждой жизненной ситуации даже по той простой причине, что он на собственном примере показал нам, что царство земное преходяще, а Царство Небесное вечно. В момент, когда у Сербии отнято Косово и Метохия, сербы заново возвращаются к Святому Лазарю – он напоминает им, что Косово и Метохия значат для сербского народа.
Святой Мученик Царь Лазарь, его житие и дела могут быть значимыми и для остальных православных народов в эру глобализации. Почему? Просто потому, что все православные земли пребывают в той же опасности, а опасность велика, ввиду того, что, стремясь к материальным благам Европы, мы можем потерять нашу православную духовность. Потеряем ли мы православную духовность из-за европейского материализма, тогда станет ясно, что мы приняли царство земное, преходящее, а потеряли Царство Вечное на небесах. Да поможет нам всем Бог, чтобы наши державы не повторили судьбу Византии.
* В средневековой Сербии задужбина – храм, монастырь, построенный во спасение души на собственные средства. Человек, окормляющий храм, назывался задужбинаром. А данная традиция получила название задужбинарство. Прим. пер.
[1] „Свети Кнез Лазар и косовски завет“ Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора Цетиње, 2007. с. 15
[2] „Свети Кнез Лазар и косовски завет“ Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора Цетиње, 2007. с. 17
[3] „Свети Кнез Лазар и косовски завет“ Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора Цетиње, 2007. с. 16-17
[4] „Свети Кнез Лазар и косовски завет“ Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора Цетиње, 2007. с. 18.
[5] „Свети Кнез Лазар и косовски завет“ Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора Цетиње, 2007. с. 39.
[6] „Свети Кнез Лазар и косовски завет“ Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора Цетиње, 2007. с. 18-19
[7] Господарь Марко из окрестностей Прилепа в народных песнях известен как Королевич Марко. Он воспет как герой и защитник сербского народа от турок, что совершенно не соответствует историческим фактам. Ему посвящен цикл сербских героических песен „Цикл героических песен о Королевиче Марко“.
[8] Вук Бранкович в народных песнях и преданиях незаслуженно описан как личность, предавшая князя Лазаря и погубившая сербское государство и народ.
[9] „Свети Кнез Лазар и косовски завет“ Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора Цетиње, 2007. с. 22-23.
[10] „Свети Кнез Лазар и косовски завет“ Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора Цетиње, 2007. с. 24
[11] „Свети Кнез Лазар и косовски завет“ Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора Цетиње, 2007. с. 48.
[12] „Свети Кнез Лазар и косовски завет“ Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора Цетиње, 2007. с. 48
[13] „Свети Кнез Лазар и косовски завет“ Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора Цетиње, 2007. с. 3.
[14] „Свети Кнез Лазар и косовски завет“ Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора Цетиње, 2007. с. 20.
Про одну русскую мечту
Сколько людей, столько и мечтаний. Все мечтают о чём-нибудь, что им необходимо или представляет некий идеал в их жизни. Существуют также мечты, являющиеся общенациональными. Так, например, часть сербов мечтает о том, чтобы Сербия поскорее вошла в Евросоюз, а другая часть тех же сербов мечтает об освобождении Косово и Метохии, но существуют и общие личные мечты людей, быть может никогда и не встречавшихся, но мечтающих об одном и том же человеке, очень отличающимся от всех тех людей, которых они встречали в своих жизнях ранее. Речь в данном случае идёт об одной сербской девушке.
Многие русские люди, с которыми я более или менее поддерживаю контакты, независимо друг от друга с восторженностью отзывались об этой сербской девушке, с которой посчастливилось быть знакомым и мне. После этих слов кто-нибудь наверно мог задаться вопросом «Почему же те русские люди, имея рядом с собой столько русских девушек, восхищаются сербкой?».
Конечно же, русские девушки – необыкновенные. Они образованы, относительно красивы, многие из них хорошо воспитаны, но у них есть и один недостаток. Они требуют много внимания и времени. Это может быть для какого-нибудь мужчины, желающего жертвовать собой ради любимого человека, и не является недостатком, но для многих русских это тяжелое препятствие, и поэтому можно не удивляться их восхищением одной сербской девушкой.
Теперь поговорим о том, что же делает сербскую девушку необыкновенной и особенной в глазах русских. О тех вещах, которые выделяют нашу сербскую девушку из большого числа молодых сербок, увлечённых собой и черпающих мудрость и знания о жизни из глянцевых журналов и жёлтой прессы, и думающих, что вся жизненная мудрость может содержаться в «Cosmopolitan».
Сербская девушка, о которой здесь говорится, обладает многими чертами, которые удивляют человека, а также заставляют его задуматься о себе и своём поведении на этом свете. Она выделяется таким воспитанием, какое редко встречается в наши дни из-за того, что сербская молодёжь стала невоспитанной под влиянием глобализации и СМИ, прежде всего телевидения.
Она также знает, чего она хочет, но её амбиции умеренны, реалистичны и взвешены. Всё это является следствием тщательного размышления и осознания своих недостатков. Эти две черты не дают ей возможности строить нереальные жизненные планы и иметь неумеренные амбиции. Она не вынашивает в себе те нездоровые амбиции и желание успеха любой ценой и не обладает холодной расчетливостью, граничащей с циничностью, хотя именно такие качества стали доминировать среди большинства молодых людей в наши дни.
Спросите сами себя о том, сколько людей могут просто трезво оценить свои недостатки и имеют желание их исправить в наши дни, когда в основном деньги на первом месте, а человечность – на последнем. Таких людей очень мало. Все сейчас чаще всего говорят: «Я такой, какой я есть, и не могу измениться». Девушка, о которой мы говорим и которая является мечтой для многих по причине своих человеческих качеств, признаёт, что у неё очень большое эго, но она также и осознаёт, что эту плохую черту необходимо исправить. Это одно из её уникальных качеств.
Кроме вышеназванного, у этой девушки есть и ещё по-настоящему редкие черты, нечасто встречающиеся даже у монахов, посвятивших свою жизнь посту и молитве. Эти черты – детская наивность и чистота души, в которой нет злобы. Сейчас кто-нибудь может говорить, что наивность – это признак глупости, но это абсолютно неверно. Ведь если бы это было правдой, то зачем бы тогда люди посвящали свою жизнь Богу и уходили в монастыри?
На свой день рождения я получил поздравление от той девушки. В поздравлении говорилось: «Бошко, с днём рождения! Всего тебе самого наилучшего! Немного позитивной энергии и для всего найдётся решение». Меня это очень тронуло. Поздравление было искренним и исходило от сердца. В нём было всё, что мне необходимо: слово поддержки и искреннее пожелание, и в то же время эти слова по-настоящему утешали и успокаивали. Я надеюсь, что теперь все осознают, насколько редким является такое поздравление. Почему? В эпоху, когда никто никого не слушает и не слышит, когда ни у кого нет ни для кого времени, где обычным является вопрос: «Привет, как дела?», а при этом человек, задавший этот вопрос, идёт дальше, не дождавшись вашего ответа, так как спрашивал это только для приличия, а не из искреннего желания или необходимости выслушать другого человека.
Эта русская мечта не должна быть ни чьей мечтой, а должна стать всеобщей явью, в которой черты нашей сербской девушки стали бы нормальностью и обыденностью, а не исключением их правил, как это сейчас.
|