Инна Симонова - член Союза писателей России.
Святотатство «в виду всей Москвы»?
Ажиотаж в связи с приездом в Москву Луизы Вероники Чикконе, именующей себя в публичном, медийном пространстве «бесхитростно-скромно» - «Мадонна» (близкие, говорят, зовут её «Анной» или на американский манер - «Энн»), превосходит, кажется, все мыслимые границы. Не успел ещё в конце июля завершиться её двухмесячный гастрольный тур по городам и весям Северной Америки в поддержку прошлогоднего, в стиле «хип-хоп 80-х», диска «Confessions on a Dance Floor» («Исповеди на танцполе»), как в преддверии его нового этапа - по Европе - российские печатные и электронные СМИ буквально захлебнулись от сенсации: «Мадонна даст концерт в Москве!»; «Мадонна будет петь в Москве. Возможно дважды!»; «Мадонна выступит на Красной площади!» Наконец-то, вещали они, американская поп-дива снизошла-таки до России... Правда, тут же вдогонку представители масс-медиа, противореча сами себе, попытались остудить «горячие головы» и предпослали своим новым информационным сообщениям заголовки типа: «Говорить о концертах Мадонны в Москве ещё рано». Да и, оказывается, всё ещё не известно, какая российская продюсерская фирма выступит в качестве её импресарио в Москве. Интрига продолжала умело закручиваться. Ведь не секрет, что для больших сборов в шоу-бизнесе нужна массированная пиар-кампания, в том числе желательно подогревать интерес публики, держать её в напряжении: приедет «звезда» или не приедет, состоится её выступление или нет. Кроме того, быть может, сама любительница провокативных сексуальных эпатажей и конъюнктурной христофобии, наслышанная о религиозном возрождении в посткоммунистической России, попросту решила (а, скорее всего, её убедили) не взрывать раньше времени обстановку и объявить о своём приезде в последний момент. Хотя, в принципе, ещё полгода назад (20 февраля) влиятельная журналистка британского таблоида «Сан» Виктория Ньютон, лично знакомая с певицей, во всеуслышание заявила, что «мировое турне Мадонны стартует 21 мая в Лос-Анджелесе, и она впервые выступит в Москве». Кроме того, оказывается, Москва изначально была внесена в буклет с программой предстоящих гастролей. И, тем не менее, только в первых числах августа напускной туман стал рассеиваться. В Интернете, в календарном расписании тура, включающем города США, Канады, Европы и Японии, официально появилась дата шоу в Москве - 11 сентября, и место проведения - Московский университет, Воробьёвы горы. По этому поводу на специально созванной пресс-конференции в «Интерфаксе» в присутствии генерального директора ФГУП«Кремль» управления делами президента РФ Владимира Киселёва руководитель подразделения продюсерской фирмы «Лайв Нэйшн» для Центральной и Восточной Европы Тим Даудалл заявил: «Сама Мадонна, когда просматривала список городов своего европейского турне, назвала российскую столицу в числе приоритетных пунктов». И тут же с апломбом добавил: «В Москву ещё ни разу не приезжали исполнители такого уровня на пике своей популярности».(?!) Последняя фраза пусть останется на совести её сказавшего. Потому что в Америке, родине этой шоу-вумен, её популярность уже не первый год стремительно движется к нулю. В англоязычных СМИ стали общим местом утверждения о том, что «фактически Мадонна - посредственная певичка с оловянным, лишённым диапазона голосом», «вычурная, вульгарная танцовщица» по прозвищу «Мини-Маус», со времён своей безденежной юности взявшая за правило провоцировать скандалы, попахивающие «массовым товарно-рыночным безвкусием». Её пресловутая известность замешана на сознательном, скрупулёзно просчитанном и выверенном наперёд промоушене, «эпатажных выходках, шокирующих фотосессиях и кощунственных видеоклипах». В течение нескольких последних лет в поисках своего места в стремительно меняющемся ландшафте поп-музыки, «она параллельно неудачно экспериментирует в роли киноактрисы, писательницы и английской аристократки - и во всех этих ролях она одинаково ужасна». Зрители «устали от её агрессивно-сексуального образа», не вяжущегося с возрастом, от её бесконечных провокаций, вроде недавнего «глупого, ищущего внимания затяжного поцелуя с Бритни Спирс». Критики и коллеги упрекают её в заимствованиях у Стинга, в перепеве танцевальных мелодий Донны Саммер, групп «АББА», «Би Джис» и даже... в краже чужой интеллектуальной собственности. Менее года назад она была уличена в плагиате - у малоизвестного бельгийского композитора Сальватора Аквавивы. Суд обязал её изъять из продажи диски с хитом «Frozen» («Замёрзший»), одновременно композиция была запрещена к трансляции в теле- и радиоэфире. Собиралась подавать в суд на Луизу Чикконе и наша Светлана Гейман, более известная под сценическим псевдонимом «Линда». Российская певица утверждала, что знаменитая «суперстар» беззастенчиво перенесла образные идеи её клипа «Ворона», который многократно показывали по MTV, в видеоряд всё той же песни «Frozen». Разумеется, не добавило популярности поп-диве и обвинение Элтона Джона в пении под фонограмму. Во время церемонии вручения премий известного музыкального журнала «Q» британский певец и композитор заявил, что она обманывает своих фанатов и «просто открывает рот на сцене». «С каких это пор “лучшим концертным выступлением” считается выступление под фанеру?» - возмутился он по поводу её номинации в этой категории... Мне довелось быть в Нью-Йорке в то время, когда на спортивной арене «Мэдисон сквер гарден» в течение шести вечеров шли вышепоименованные «Исповеди». И нужно сказать, что пресса писала об этом «событии» довольно вяло и в основном критически. Особенно, что касается нового скандального «концептуального перформанса» артистки: появляясь в начале перед публикой из посверкивающего зеркалами дискотечного шара, она после номера в садо-мазохистском духе обыгрывает сцену Распятия - в фальшивом «терновом венце» и на кресте, составленном из таких же, как дискотечный шар, зеркальных плиток. Музыкальный критик популярного нью-йоркского еженедельника «Виллидж войс», рупора американских интеллектуалов, Роб Харвилла назвал её двухчасовое выступление в «Мэдисон сквер гарден» «сумасбродством и суровым испытанием». Мы должны отдать должное Мадонне, иронически пишет он, «за её постоянное стремление выглядеть, звучать и вести себя на сцене до нелепого смешно», благодаря чему она нас никогда не разочаровывает. Сцену на кресте, во время которой её пение под фонограмму сопровождается гигантскими изображениями африканских детей-сирот, жертв СПИДа, он именует «беспрецедентной комбинацией богохульства, абсурда, мелодрамы, гуманитарной показной нарочитости и бредового нарциссизма». Критик обвиняет её во вторичности музыкально-образного действа, проводя параллели с социальной направленностью концертов Боно и имиджем и пластикой Шер. А журналист «Нью-Йорк таймс» Келефа Саннех в рецензии «Вот вам зеркальный шар, как на дискотеке, куда же вы спешите?» противопоставляет тщательно продуманные декорации шоу и его танцевальную программу - музыкально-исполнительской ущербности примы. Самым «неудобоваримым» сегментом концерта критик называет момент, когда ветеранша поп-музыки берёт в руки гитару и, сидя, исполняет песню «Я люблю Нью-Йорк». Пение «обременённой гитарой» примадонны Калефа Саннех сравнивает с воздействием холестерола на организм: «Проходы спортивной арены забиваются фанатами, которые вдруг вспоминают, что им ещё надо приобрести футболку, заглянуть в туалет и постараться найти сувенирную пивную кружку с ручкой, закрученной в виде фигурного калача “претцель”». Ему вторит Карли Кариоли из бостонского еженедельника «Фёникс»: «В жанре рок-н-ролла Мадонна менее всего убедительна». И в целом «представления певицы оскорбляют вас своими образами». Эти рецензии очень точно отражают настроение большинства американских меломанов: никакого ажиотажа в городе во время появлений «поп-звезды» с шоу «Исповеди» в «Мэдисон сквер гарден» не наблюдалось; не бросалась в глаза и наружная реклама. И если бы в один из июльских вечеров я не оказалась по делам в оживлённом районе Манхэттена на пересечении 7-ой авеню и 33-ей стрит, то никогда бы не узнала, что эта дама выступает в Нью-Йорке. К спортивной арене, возведённой над центральным городским вокзалом, стекались, минуя спешащих с работы усталых клерков, ручейки специфической публики, молодость которой явно пришлась на годы, эдак, 1980-е. Некоторые из них выделялись шумным поведением и причудливым обликом, выдававшим геев и трансвеститов. Я обратила внимание на одиноко стоявшего чуть поодаль пикетчика с мегафоном и плакатом. «Бог сказал... покайтесь, - было написано на листе белого ватмана с алым Крестом посредине. - Верьте в Его Сына Иисуса. Иисус умер за наши грехи, был погребён и воскрес на третий день». Журналистское любопытство заставило меня подойти к этому человеку с вопросом, что здесь происходит. - В «Мэдисоне» выступает Мадонна, - стал охотно пояснять он мне. - Эта богохульница висит на кресте в образе Иисуса и распевает свои песни. Американские суды запрещают в школах изображение Креста как религиозного символа, а здесь, выходит, кощунственные упражнения с Распятием вполне допустимы?!... Не берусь сказать наверняка, сопровождались ли выступления выходящей в тираж «поп-звезды» ещё какими-нибудь публичными протестными демонстрациями в Северной Америке, но то, что заявления, осуждающие шоу, распространили представители почти всех христианских конфессий США, доподлинно известно. Ещё в мае, сразу же после открытия её концертного тура, против использования христианских символов в неподобающем контексте высказалась Католическая лига за религиозные и гражданские права. «Прекратите поносить Христа!» - потребовал тогда президент лиги Билл Донахью, а другой католический деятель обратился к певице с риторическим вопросом, готова ли та принять на себя все остальные испытания, которые сулит терновый венец? «Талантливый человек не станет заниматься саморекламой, при этом обижая множество других людей», - справедливо заметил, в свою очередь, представитель Англиканской церкви. «То, как Мадонна использует христианские образы, оскорбительно и опасно, - солидаризовался с ним Дэвид Мюир из Евангелического союза. - Она должна отказаться от этого во время своего тура, а верующим необходимо найти способы, чтобы выразить своё недовольство». На сегодняшний день к протестующему хору христиан из Северной Америки добавились возмущённые голоса представителей едва ли не всех основных религиозных общин Европы. Кардинал Эксилио Тонини, говоря с одобрения папы Бенедикта XVI, заявил по поводу выступления заокеанской богохульницы на Олимпийском стадионе в Риме: «На этот раз без зазрения совести попираются все мыслимые границы. Это святотатственная провокация в отношении веры и профанация Креста. Устроить собственное распятие в городе папы и мучеников - это акт проявления открытой враждебности... Настанет день, и эта женщина поймёт, что Христос умер на Кресте и ради неё тоже, - мне жаль её». «Колдуны и сатанисты используют религиозные предметы для своих чёрных месс, и она попросту следует их примеру, - сказал другой представитель Ватикана епископ Веласио де Паолис. - Как эта женщина может носить Имя Матери Христа, я не знаю. Её шоу - это гнилое порождение секуляризма и абсурдизма порока». Мусульманские и иудейские лидеры Италии также выступили с осуждением кощунства. «Мадонна не впервые разыгрывает подобную комедию, - напомнил президент Всемирной лиги мусульман Италии Марио Сциалойо. - Мы порицаем её действия и видим в них проявление её низкопробного вкуса. Ей было бы лучше убраться отсюда к себе домой». «Выражаем своё единомыслие с католическим миром, - поддержал протест вице-президент иудейской общины Рима Риккардо Пацифичи. - Мадонна должна понимать, что выступает на стадионе, расположенном всего в миле от ворот Ватикана». Долгое время предпочитавшая никак не комментировать критику в свой адрес, поп-дива теперь пытается оправдаться, давая прессе лукавые ответы и смешивая «на голубом глазу» понятия зла и добра. «Я думаю, что Иисус понял бы, что я хочу сказать, и не обиделся бы на меня, - вещает она корреспонденту газеты ”Нью-Йорк дэйли ньюс”, скромно потупя очи долу. - Он сам учил нас любить ближних». (Как говорится, «в огороде бузина, а в Киеве дядька»!..) Неужели выпускница католической школы с монастырским укладом, пребывавшая в течение последующих двух десятилетий в «девушках-материалистках», а ныне позиционирующая себя как «благопристойная и глубоко набожная мать семейства», обретшая, наконец, в английской деревенской глуши «чистоту и духовность», настолько наивна, что ну никак не возьмёт в толк, отчего верующие люди всего мира отказывают ей во вкусе и чувстве меры и считают, что она самым вульгарным образом оскорбляет их религиозные чувства?! В наше время, характеризующееся невиданным разрастанием мегаполисов, в которых бок о бок живут и работают люди самых различных национальностей и вероисповеданий, важно как никогда уважительное отношение к чужим святыням. Среди предметов особого поклонения христиан всех конфессий, имеющих для них глубокий религиозный смысл, центральное место занимает изображение Креста, присутствующее в каждом христианском храме, в каждой христианской семье. Недопустимо использовать его для рекламы, извлечения прибыли, в увеселительных, развлекательных целях. Вплоть до разрушительного 1917 года в Императорской России к Кресту относились как к свято чтимому религиозному символу, которому нет места на театральных подмостках. К примеру, Александр Блок, готовя к постановке свою поэтическую драму «Роза и Крест», воспринял как должное запрет Священного Синода на изображение Креста на латах его героя - средневекового рыцаря Бертрана, ибо Крест и сцена - «две вещи несовместные». Конечно же, в то время нельзя было даже помыслить, что спустя столетие станет возможным столь изощрённое глумление над Крестом, как нынешнее действо. «Ах, если б знали, дети, вы, холод и мрак грядущих дней»... В этой связи особенно удивляет выбор российскими организаторами, во-первых, даты проведения «шоу с крестом» в Москве -11 сентября. Именно в этот день в память усекновения главы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Церковь установила строгий пост как выражение скорби по поводу его мученической кончины, предварившей Распятие и Воскресение Христово. Тут невольно напрашивается параллель с танцем падчерицы Ирода Саломии, потребовавшей по наущению матери головы Крестителя, - и плясками кощунницы наших дней, некоего сюрреалистического симбиоза юной плясуньи Саломии и искушённой блудницы Иродиады. Во-вторых, символичен выбор места действия грядущего святотатства. Воробьёвы горы - один из семи священных холмов, на которых стоит Москва, подобно Риму и Царьграду. Отсюда лучше всего обозревать живописнейшую панораму столицы - источник вдохновения не одного поколения поэтов, писателей, художников. Всё тот же Александр Блок, взирая на Париж с вершины Монмарта, ностальгически вспоминал об открывающемся с Воробьёвых гор виде - неповторимом, торжественном, увенчанном множеством церковных маковок и крестов: «Париж с Монмартра - картина тысячелетней бессмыслицы, величавая, огненная и бездушная... Не то, что Москва с Воробьёвых гор... Здесь нет и не могло быть своего Девичьего монастыря, который прежде всего бросается в глаза - во главе Москвы; и ни одной крупицы московского золота и московской киновари...». В непосредственной близости от намечающегося строительства концертной площадки «невиданных прежде масштабов» (она будет состоять из трёх огромных подиумов с вращающейся сценой, и сюда предполагается завезти 200 тонн сценического оборудования на 57 грузовиках), - церковь Живоначальной Троицы, один из самых почитаемых храмов столицы. В нём накануне знаменитого совета в Филях молился фельдмаршал Михаил Кутузов. Здесь же, кстати, 7 сентября 2004 года присутствовал на заупокойной литии и возжигал поминальные свечи по жертвам теракта в Беслане Владимир Путин. И в этом святом месте, «в виду всей Москвы», столицы государства, в котором значительная часть населения считает себя христианами, устраивается святотатственное, кощунственное камлание?!? Задником сцены должно стать главное здание МГУ, символ российской науки, которая является одним из последних наших бастионов. Может быть, поэтому в подготовке визита «супердивы эстрады» участвуют, как сообщает пресса, люди столь высокого правительственного уровня - министр экономического развития и торговли Герман Греф и министр образования и науки Андрей Фурсенко? Но, простите, что-то я не припомню, чтобы в других странах к организации гастролей этой американской певуньи привлекались члены правительств, не говоря уже о планировании её встреч с президентами или премьер-министрами! И потом, во всех городах, где проходит её гастрольный тур, она выступает на обычных крытых спортивных аренах и стадионах (в том числе в Нью-Йорке). Почему же в нашей стране, по словам президента питерского агентства NCA Михаила Шурыгина - организатора её концерта в Москве, «она захотела выступить на открытой площадке. Был вариант с Тушино, но это место не обладает должной харизмой». Ах, вот оказывается, что - ей нужно место с «харизмой» для кощунственных инсталляций! Хорошо хоть, в конце концов, у организаторов хватило здравого смысла не нацеливаться на Кремль и Красную площадь! Но у заморской дивы как у белого человека, попавшего к диким аборигенам, на этом запросы не кончаются. «Площадка, где пройдёт выступление певицы, - продолжает Шурыгин, - будет огорожена силовыми барьерами и заборами. Будет несколько уровней защиты». Кроме того, «буквально помешанная на собственной безопасности», она потребовала от российских устроителей концерта, «чтобы ей были предоставлены бронированные автомобили, в которых она и её дети будут передвигаться. При подъезде к концертной площадке на Воробьевых горах устанавливается специальный коридор из пуленепробиваемого стекла. И Мадонна ни секунды не будет находиться на открытом пространстве, за исключением сцены. Автомобиль заедет сразу в этот коридор, который напрямую будет вести к сцене»... Это же надо, как богохульница со своими пещерными представлениями о нашей стране, боится и презирает народ, к которому она приезжает с концертом!.. Невзирая на то, что Русская Православная Церковь устами своего официального представителя - заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея отца Всеволода Чаплина, настоятельно не рекомендовала православным гражданам становиться зрителями оскорбительного шоу (как и в Европе, к этим призывам присоединились лидеры мусульманских и иудейских общин России), наши «доблестные» СМИ продолжают нагнетать искусственный ажиотаж. Например, корреспондент сайта «Утро» ничтоже сумняшеся информирует читателей: «Все (?!?) меломаны Москвы с нетерпением ждут концерта королевы поп-музыки Мадонны». Не отстают журналисты и других изданий. Чтобы не утомлять читателя, вот лишь небольшая подборка из чуть ли не более сотни заголовков: «Наконец-то дождались!»; «Организаторы обещают российским поклонникам нечто особенное!»; «Мадонну ждёт аншлаг!»; «Ураганный спрос!»; «Полцарства за билет!»... А баннеры типа: «Все в очередь за Мадонной!» - вообще звучат как приказ, напоминающий зомбирование... Является ли шумиха в прессе следствием нашего до сих пор не изжитого чувства провинциализма, комплекса неполноценности, «низкопоклонства» перед всем иностранным, западным, которое априори несравненно лучше? В какой-то степени, - да. Но существуют и более глубинные, скрытые причины, из разряда тех, что помогают раздувать ажиотаж вокруг пресловутых апокрифов предателя Иисуса Христа Иуды Искариота или бездарной книги и провального фильма под названием «Код да Винчи»... Учитывая, какой масштаб приобрела в Москве истерия по поводу предстоящего концерта, думаю, будет небезынтересно вернуться ещё к кое-каким нью-йоркским наблюдениям. Например, билеты на шоу «Исповеди» в кассах «Мэдисон сквер гарден» можно было купить за час до начала, причём самые дешёвые из них стоили 54 доллара, а самые дорогие - 350, включая налог, взимаемый администрацией стадиона, равный 4 долларам 50 центам. Поэтому утверждения организатора скандального представления в Москве Михаила Шурыгина о том, что якобы Воробьёвы горы будут «самой демократической концертной площадкой», так как «Мадонна сделала своеобразный подарок россиянам, и у нас билеты самые дешёвые в мире: от 1,5 тысяч до 25 тысяч рублей» (то есть, по курсу, от 56 долларов до 935 долларов + 10% налог), - мягко говоря, не соответствуют действительности. Но ведь эти слова как беспроигрышный рекламный ход разлетелись по российским информационным агентствам и были растиражированы чуть ли не всеми имеющимися у нас в наличии СМИ! Кощунственное действо, во время которого певица представала перед публикой «самораспятой», тщетно тужась по-обезьяньи издевательски сымитировать образ Спасителя, материализовалось в продававшиеся в фойе спортивной арены футболки (в мужском и женском вариантах) под названием «Мадонна на кресте», по цене 39.95 долларов за штуку. В каталоге сопровождающих гастрольный тур коммерческих товаров, наряду с выставленными на продажу бейсболками и аляповатыми, по преимуществу ядовито-розовых тонов, трикотажными майками, они поименованы как «футболки, представляющие «иконный образ» Мадонны, висящей на гигантском кресте». Так сказать, «сувенирчик на память, носите на здоровье»... И ещё - относительно предполагаемого шоу в России. Его название, как и пластинки 2005 года, «Confessions on a Dance Floor» - «Исповеди на танцполе», или сокращённо «Исповеди», или «Признания» (вины, грехов, ошибок). Но совершенно непостижимым образом у нас слово «Confessions» вслед за центральными информационными агентствами, в которых наверняка есть квалифицированные профессиональные переводчики, стали переводить неадекватно, как «Откровения». Согласитесь, это далеко не одно и то же. В английском языке «Откровениям» соответствует слово «Revelations» (например, в Новом Завете «Revelation» - «Божественное Откровение», «Откровение от Иоанна», «Апокалипсис»!) То есть в ошибочном переводе оказалась заложена ещё одна провокация в отношении верующих, до которой не додумалась, при всей своей вульгарной нечувствительности, даже сама героиня шоу. В заключение не могу не поделиться с читателями своим ощущением дежа-вю, которое, думаю, возникло также у всех тех, кто знаком с перипетиями скандальной выставки «Осторожно, религия!», устроенной в центре Москвы в начале 2003 года. Как известно, на ней в числе экспонатов, вызвавших тогда негативную реакцию у христиан разных конфессий, была репродукция «Тайной вечери» с зеркалом вместо головы Иисуса Христа (чтобы любой посетитель мог представить себя в образе Спасителя), икона во весь рост с прорезью на месте лика (туда желающие могли вставить своё лицо), обнаженная женщина на кресте и крест с висящими на нём сосисками, пародирующими греческое восклицание «аксиос», что значит «достойный», которое обычно употребляется для выражения уважения к священству... Действия устроителей и участников выставки, чей замысел носил пародийную, издевательскую и кощунственную направленность в отношении предметов культового назначения, выражающих традиционные культурные и этнические ценности народов нашей страны, были квалифицированы как провокация, объективно ведущая к росту напряжённости в обществе, к конфликту и противостоянию групп населения, различающихся религиозной принадлежностью. Учитывая необходимость конституционной защиты прав верующих, чьи честь и достоинство были цинично унижены и поруганы, богохульная и богоборческая выставка была закрыта в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности» и на основании части 2-ой статьи 282-ой Уголовного Кодекса Российской Федерации, предусматривающих уголовную ответственность за возбуждение национальной и религиозной вражды и ненависти. |