Арсений Ребров
Арсений Ребров - репортер газеты «Педагогические Вести».
30.04.10 О третьем Педагогическом Форуме в Санкт-Петербурге.
Редакция журнала «Родная Ладога» в составе главного редактора – секретаря Союза писателей России Реброва Андрея Борисовича, зам. главного редактора Валентины Ефимовской и шефа-редактора электронной версии журнала Николая Станкевича, уже не первый раз принимает участие в Общественно-педагогическом форуме: «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени». В этом году прошел третий форум. Организацию взяли на себя межрегиональный общественный фонд «Центр Национальной Славы», Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена и Санкт-Петербургский государственный университет, на территории которого прошло мероприятие. Впечатляет представительность, масштабность этого события, участие в нем видных деятелей образования и культуры – ведь они так или иначе влияют на формирование взглядов нашего общества, могут способствовать и его духовному оздоровлению…
Заседание началось с почтения памяти погибших в теракте в Москве 29 марта. Председательствовал на Пленарном заседании форума президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Иванович Якунин. Президент РЖД отметил взаимосвязь недавних трагических событий в Москве и влияния просвещения на здоровье общества: «Новое время прогремело вчера. Терроризм не имеет ни нации, ни религии. В нашей многонациональной стране вопрос об образовании нужно ставить на первое место. Одной из наших задач является победа над терроризмом, достигаемая в первую очередь с помощью образования и просвещения».
«У нашего журнала та же задача. С самого первого своего номера мы публикуем идеологические, мировоззренческие статьи, литературные произведения. И нас читают и изучают в том числе – молодежь – например, в ВУЗах Арзамаса, Костромы, Великого Новгорода…», - отметил главный редактор журнала «Родная Ладога» А.Б. Ребров.
Особого внимания и признательности заслуживает деятельность вице-президента МФО “Центр Национальной Славы”, члена Общественной палаты Залины Григорьевны Медоевой, которая является бессменным руководителем Рабочей группы по организации и проведению Форума. Деятельность З.Г.Медоевой определяется ее убежденностью, что вектором развития современного общества должна стать взаимосвязь традиций российского образования с вопросами воспитания. Как считает вице-президент МФО “Центр Национальной Славы”, “сколько бы мы не говорили о потребностях нового времени, мы не должны забывать о том, что образование в России имеет свой неповторимый облик. В традициях российского просвещения уже заложен тот фундамент, который позволяет не только сохранять культурную и историческую преемственность, но и отвечать на вызовы современности”.
Сегодня учителю крайне тяжело воспитывать детей, подвергающихся ежедневной информационной атаке, тормозящей развитие школьников и развивающей в них инфантильность. Таким образом, вырастают целые поколения бездумных потребителей, неспособных делать самостоятельные критические суждения. Что же может помочь учителю спасти школьника от оскудения души? Решение этой проблемы зависит от целого комплекса мер. Неотъемлемой частью просвещения являются музеи, которые как сказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский, осуществляют «беспрерывное и многоуровневое просвещение», которое является одним из самых эффективных методов в современных условиях. Президент Санкт-Петербургского Университета Людмила Алексеевна Вербицкая с болью говорила о том, что сегодня вместо родителей и учителей ответственность на себя за нравственное воспитание подрастающего поколения берет на себя ТВ, а учебные пособия оставляют желать лучшего: «Ужасно, что наши дети занимаются по таким учебникам истории, которые существуют сегодня, в связи с этим мы все очень надеемся, что учебник, который готовит декан исторического факультета университета Андрей Юрьевич Дворниченко, выйдет в свет».
Так как учащиеся находятся на разных уровнях развития, воспитаны по-разному, для многих в школе хорошо учиться стало и не только немодно, но и позорно. Детей, которые хорошо учатся, называют «ботаниками». Если говорить о Европе, то дети воспитываются там так, что несданный экзамен или плохая отметка воспринимаются как серьезная жизненная неудача. В нашей же стране подростки если не поступают в университет, то легко оправдывают себя тем, что все достигается связями или знакомствами. Не поступление в университет не огорчает детей еще и по тому, что существует огромный переизбыток так называемых специалистов. Например, ежегодно в стране 1211 высшее учебное заведение: это и государственные, и негосударственные вузы, а также их факультеты, филиалы выпускают 150 000 юристов, но при этом найти высококвалифицированных специалистов в этой области крайне трудно. В этом плане важным шагом, о котором упомянула Л.А. Вербицкая, является введение комитетов, которые получат право аккредитовать юридические факультеты вузов.
То, что подобные вопросы рассматриваются на высоком уровне, говорит о том, что обозначенные сегодня проблемы не останутся без внимания. Можно не сомневаться, что предложения участников форума воплотятся в реальные результаты. В скором времени по предложению В.И.Якунина к работе форума будут привлекаться больше молодых людей, и появится небольшая организационная структура-комитет по СМИ. Главный редактор журнала «Родная Ладога» на вопрос корреспондента газеты «Педагогические вести» о том, какие нововведения были бы полезны, ответил, что «уместно было бы создать в рамках Форума и литературную секцию. Возглавить ее мог бы А.А. Корольков – член Союза писателей России, академик РАО».
Предполагается, что по результатам работы Форума будут подготовлены предложения для органов законодательной власти, руководства Министерства образования и науки Российской Федерации, научных педагогических институтов, профильных общественных объединений по совершенствованию системы просвещения и воспитания школьников и молодежи
Продолжили работу педагогического форума секционные заседания: «Роль культурно-исторического и духовно-нравственного просвещения в формировании национальной идентичности российского общества», «современное российское образование и пути формирования образа жизни общества», «средства массовой информации в духовно-нравственной жизни общества: ценностные традиции и современные вызовы». Секционные обсуждения зарекомендовали себя как одна из лучших площадок для обмена мнениями, опытом и новаторскими идеями в области образования. Не случайно, что форум, уже в который раз собирает своих участников именно на Васильевском острове, в историческом центре науки и просвещения Санкт-Петербурга. Но говорить об образовании и воспитании нельзя, не считаясь с позицией Русской Православной Церкви. Именно Церковь на протяжении многих веков российской истории являлась воспитателем и нравственным наставником нашего общества, сохраняя и успешно исцеляя его от всяческих духовных недугов. Веское слово представителей духовенства хотелось бы услышать на Пленарном заседании на следующем Форуме. А также писателей - литературоведов, поэтов – известно, что « поэт в России – больше, чем поэт». Сегодня необходимо поразмышлять о путях и целях всей русской литературы и современной, в особенности, на языковом и смысловом поле которой идет ныне жесточайшая битва. В этой битве, без сомнения, мы можем положиться на учителей, писателей и иерархов Православной Церкви. |