Анатолий Артюх
Анатолий Артюх - сотрудник миссионерского отдела Гатчинского благочиния. Г. Гатчина.
Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? (1 Кор).
04.05.10 Кинематограф сегодня не может не откликаться на процессы, происходящие в обществе. И, конечно, конструктивное сближение Православной церкви и государства и заинтересованность общества в церковной жизни, пусть пока только внешняя, но искренняя, привели к появлению таких фильмов как «Остров», «12», «Чудо», «Царь», и, совсем недавно, «Поп». Сразу скажу, что о каждом из этих фильмов у меня есть своё непростое мнение, но сегодня хочется обратить внимание на отношение к этим фильмам некоторых священников Православной церкви.
«ОСТРОВ». Режиссёр: Павел Лунгин 2006 год. Россия.
Священник Владимир Вигилянский: «Фильм "Остров" - достойное явление современного кинематографа". В картине, по его мнению, "достаточно убедительно показана суть православного понимания покаяния и, как следствие, преображения души человека».
Священник Владимир Седов. Москва: «Никогда не был поклонником советского кино, но поймал себя на мысли, что после "Острова" захотелось посмотреть что-то вроде "Оптимистической трагедии", где мужчины мужественны, женщины привлекательны, геройство не принижается, а предательство не оправдывается. Где чёрное – это чёрное, а белое – это белое. Думается, что это более православное кино!»
«12». Режиссёр: Никита Михалков 2007 год. Россия.
Священник Андрей Драненко: «Посмотрел фильм Никиты Михалкова "12". Сказать, что очень понравилось - это недостаточно. Лучший фильм года - однозначно. Во время просмотра вспоминался Шмеман. Он любитель в светском творчестве зреть свет Христов. А это именно тот случай, когда так и есть».
Отец Никита: «Фильм мне не понравился из-за его главной идеи. Эта идея-призыв к покаянию одного народа (русского) перед другим народом (чеченцами). Вроде как русские должны покаяться перед Ичкерией за все её несчастья. Простите, это чеченцы русских в Грозном вырезали, а не наоборот. Я в этом фильме именно это и увидел».
«ЧУДО». Режиссёр: Александр Прошкин. 2009 год. Россия.
Священник Андрей Спиридонов: «Посмотрел фильм "Чудо" Александра Прошкина. Не знаю, почему многие этот фильм активно ругают или считают мрачным. На мой взгляд, фильм - прекрасный и глубокий. Вообще сделан красиво. Финал с голубем - почти Тарковский (в хорошем смысле). Некоторые православные критики в основном предъявляют претензии к образу священника, но мне думается, что образ этот вполне реалистичный, просто - несколько гротескный, вероятно, по той причине, что все основные персонажи в этом фильме имеют предельно заостренный гротескный характер (это вообще свойственно манере замечательного сценариста Юрия Арабова)».
Писатель В.Н. Крупин: (слава Богу, не священник) «В этой связи можно вспомнить фильм "Чудо" Прошкина. Тоже жуткий фильм про 1950-е годы, которые я хорошо помню. Там такая Россия показана! И опять нельзя не употребить это слово - мерзость, опошление русской жизни».
«ЦАРЬ». Режиссёр: Павел Лунгин. 2009 год. Россия.
Протоиерей Всеволод Чаплин: "…фильм все-таки серьезный". "Он поднимает те проблемы, которые лежат на поверхности: это отношения Церкви и власти, это отношения высшего иерарха церковного и первого лица в государстве, которые в России были разными и, в том числе, сложными".
Иерей Александр Шумский: «Задача фильма "Царь" чисто диссидентская - вбить клин между нынешними Церковью и государством, потому что не могут наши либералы не желать погибели Земли Русской…
Лунгин и его команда хотели нас напугать нашей историей, а в результате наложили полные штаны».
«ПОП». Режиссёр: Владимир Хотиненко. 2010 год. Россия.
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «…Фильм произвел на меня очень хорошее впечатление. Я хотел бы поздравить творческий коллектив, который трудился над этим фильмом. И дай Бог, чтобы он получил признание наших зрителей. В любом случае - это важное и правдивое слово о жизни Русской Церкви в трудные годы войны».
Каждый человек имеет право высказывать своё личное мнение о событиях культурной жизни страны, и священники, конечно, не исключение, но они должны руководствоваться при оглашении своего мнения, тем более публичного, прежде всего
Евангельскими принципами любви, а не противоположными. Хотя разномыслие - это вовсе не есть зло, но его можно обратить во зло. Как, впрочем, и все остальное. Деньги, к примеру, или власть - все можно использовать как во благо, так и во зло. Библией можно убить человека, стукнув его со всей силы по голове. Так и с разномыслием. Можно ругаться между собой и использовать разномыслие себе во зло. А можно проявить христианское смирение, и попытаться понять собеседника. И тогда разномыслие станет дорогой ко взаимопониманию. Из приведённых мнений видно, что некоторые разномыслия имеют грязный и скандальный вид. А вот, что говорится в Святом Писании.
Римлянам 15:5-6 «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа».
Римлянам 12:16 «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе…»
Филиппийцам 2:2 «…имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны».
1 Петра 3:8 «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры…»
Но сегодня эти вечные наущения первоапостолов забываются их последователями. От одного православного миссионера слышал, что фильм «Остров» - неудавшаяся попытка врагов, в лице П. Лунгина и П. Мамонова, опорочить православное монашество, но, по «воле Божией», обращённая во благо. От него же я услышал, что когда, дословно: «беззубый алкоголик (!!!) играет царя - это хитро спланированный акт дискредитации монархии, как таковой, и существующей власти тоже». Также от других «бдительных христиан» я услышал о многих канонических ошибках в фильме «Остров», начиная от непослушания о. Анатолия игумену до смерти героя Мамонова без принятия Святых Христовых Тайн. Что характерно, никто из знакомых мне монахов даже не обратил внимания на такие мелочи, которые никаким образом не меняют их положительного отношения к фильму.
Когда я разговаривал с одним верующим человеком, участвовавшим в съёмках и «Острова» и «Царя», то услышал от него, что он расстроен не художественными или историческими недочётами фильмов, а отношением МНОГИХ православных к этим двум лентам. – Ну, где же у людей любовь? – сетовал он.
Как тут не вспомнить притчу, рассказанную отцом Паисием Афонским про муху и пчелу. Пчела из всех нечистот всегда найдёт одну лилию, а муха среди всех цветов одно дерьмо!
Я считаю, что правильное и правдивое мнение о, так сказать, православных фильмах можно узнать у детей. Детей не только по возрасту, но и по вере. Для меня все искушения по поводу фильма «Остров» отпали, когда мне в течение месяца звонили люди, далёкие от церкви, и задавали вопросы про веру и смысл жизни. Многие из них стали ходить в храм. Разве, это не лучший результат воздействия фильма? А священник Владимир Седов, и священник Александр Шумский, и другие их единомышленники много ли привели народа в храм такими радикальными комментариями??? Я думаю, ни одного, скорее наоборот.
Ещё раз хочется сказать об ответственности публичных высказываний священства. Ведь известны случаи, когда начинается с недочётов в фильмах, а заканчивается недочётами в облачении у священноначалия. Недавно читал статью одного Украинского архимандрита, так он высказал мнение, что священники не имеют права носить митру, потому что это кощунство. То есть, недостойны!!!???
В обществе сложилась нездоровая ситуация, когда миряне пристально смотрят, на каких машинах ездят священники, и этим их отношения с православием ограничиваются, а священники разделились на тех, кто выискивает подвохи в фильмах, песнях и книгах, и тех, кто снимается в этих же фильмах или записывают альбомы «приглаженного православного рока». От чего больше вреда, можно судить по результатам. Если молодёжь, послушав песни о. Олега Скобли, поворачивается к Церкви, то это здорово! А, если он делает карьеру рок-звезды, появляясь в джинсовой курточке и с гитарой в миру, то стоит задуматься, не дискредитирует ли он образ священника как иконы Христа, и не захочется ли прихожанам храма, в котором он параллельно служит, поаплодировать ему после проповеди? Другое дело, что задуматься могут и не дать. А дадут вполне чёткие указания, на «самом высоком духовном уровне», от себя… как это сделал вышеупомянутый священник Александр Шумский.
«Словно предчувствуя беду, я в своей статье "Снег и уголь", посвященной фильму "Остров", пытался предупредить исполнителя главной роли: "По большому счету после такой роли, точнее, такого преображения из кино надо уходить, потому что жить по-прежнему человек уже не имеет права - слишком высока ответственность. Полагаю, что Петр Мамонов понимает это лучше меня.
Об Иване Охлобыстине говорить ничего не буду, Бог ему судья. Олега Янковского жалко. Большой актер был просто обманут. Видимо некому было вовремя ему подсказать, что этот фильм для него - смертельная западня, что не надо играть роль первосвятителя, что это очень, очень опасно. В результате великий актер не прибавил к своей славе ничего, а потерял жизнь». Священник Александр Шумский, специально для Русской линии.
Поражает абсолютная апокалипсическая уверенность в своей правоте, уверенность, которая не советует, а просто приказывает, не оставляя прав и выбора бедному Петру Мамонову. А отца Иоанна Охлобыстина брат-священник Александр Шумский одной строкой изверг из сана, назвав просто Иваном Охлобыстиным. А почему бы хоть немножко не почувствовать себя в роли Патриарха? Ну, а Олегу Янковскому (упокой, Господи, его душу) вменил съёмку в фильме «Царь» в смертный приговор. Вот это размах… дерзости! Ну, хоть иногда надо и лилии видеть! Ведь не всё же такое чёрное!
Во-первых, Пётр Мамонов не с улицы пришёл, он воцерковлённый человек, духовника имеет, слушается его, советуется. И по различным свидетельствам - светлейший человек, Иисака Сирина «из рук не выпускает», чуть не наизусть знает. То же люди говорят об отце Иоанне. Все, кто с ним общался, свидетельствуют, что в любви и вере живёт, пятерых детишек воспитывает. И через полчаса общения с ним, говорят, забываются все его мирские рудименты, татуировки, отсутствие бороды и даже лицедейство. И, хоть сегодня Патриархом он и запрещён в служении, священный сан с него не снят. Так что, он до сих пор отец Иоанн, а не просто Иван Иванович, конечно, для тех, кто с почтением к сану относится. Да, кстати, и «запрет» он сам у Патриарха попросил, чтобы Церковь не подставлять.
Характерно, что достаётся тем, кто на передовой, Петру Николаевичу Мамонову, о. Иоанну Охлобыстину, о. Андрею Кураеву, да тому же Лунгину. Как у нас в России любят в грязь втаптывать, крепка Советская власть. И маститые миряне тоже не отстают. Так, председатель жюри Международного православного кинофестиваля "Радонеж" В.Н. Крупин членов съемочной группы фильма "Чудо" своей статьёй вдохновил выступить с протестом против ее содержания, оскорбительного для режиссёра и всего российского кинематографа.
Но есть люди, которые видят «светлые» мелочи и радуются этим мелочам, потому что духовно они очень важны, возможно, важнее самого фильма. Так, отец Олег, священник Тульской епархии, где снимался фильм «Чудо», свидетельствует, что чудо во время съемок картины действительно произошло: автор фильма режиссер Александр Прошкин принял Святое Крещение в одном из тульских храмов.
Сегодня на очереди фильм «Поп». Я специально в строке негативного комментария о нём оставил многоточие. Но очень хочется надеяться, что режиссёра Хотиненко и актёра Маковецкого в этот раз не так обильно обольют помоями. И не потому, что фильм действительно хороший, а потому что, надеюсь, осуждение станет критикой, зависть - состраданием, а там, глядишь, и любовь появится.
«Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания, один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас».
Ефесянам 4:1-6 |