Радмила Воинович – писатель, журналист, общественный деятель, публицист. На сегодняшний момент выпустила 9 книг, посвященных сербской и русской духовным традициям, культуре, геополитике. За книгу «Кроткая Россия», главы которой мы представляем вашему вниманию, Р.Воинович получила международную премию Академии им. Иво Андрича. Автор многочисленных радио- и телепередач о православии, сербско-русских духовных связях. Живет и работает в Москве и г.Нови-Сад (Сербия).
Проблема подвига и героизма в славянской литературе и искусстве
Литература и искусство имеют устремление облагородить мир. Тема подвига - стержень славянской литературы и искусства со времён святых равноапостольных учителей Кирилла и Мефодия и поныне. Творчество о подвигах героев подобно кроткому путешествию по нашей совместной церковнославянской традиции. На протяжении веков тихие иноки, иконописцы, гусляры, певчие свидетельствовали о сражениях на полях воинской славы и духовной брани, о победителях и побежденных. Монастырские колокола созывали на воинский и духовный подвиг веками. Героизм является неугасаемой лампадой русской и сербской литературы и искусства. Святые воины, князья Александр Невский, Дмитрий Донской, Иоанн Владимир и Лазар Хребелянович, будто сияющие звезды, озаряют нашу литературу. Мученические подвиги, как небесные четки, служили молитвенной подготовке писать летописи, жития, иконы, былины, духовные песнопения. Ледовое побоище, Косовская и Куликовская, Бородинская битвы - священный пламень вечного вдохновения писателей и художников. Бесстрашная оборона свободы является источником темы, как прошлых времен, так и нынешних.
Бог у нас один и на Небесах родина
Буквы от святых Кирилла и Мефодия
Слово в слово «Отче наш» и «Верую»,
Верую, Господь спасет Россию и Сербию.
Потому что вера наша правая
Не лукавая, а православная,
Сам Христос у нас глава, а мы лишь части,
Причащаемся мы из единой чаши.
Это нас навек соединило.
Желаем всем подвизаться в литературе и искусстве
Только чтобы Господь был в уме и в сердце.
Неисчерпаемым источником вдохновения в русской и сербской литературе и искусстве является Священное Писание, и православные Богослужебные книги. Подвиг, духовный выбор тесной стези, подобной стези страданий Господа и его учеников, составляют содержание былин и житий Святых в литературе православных славянских народов. В искусстве икона изображает Святых подвижников и подвижниц. Подвиг в православной славянской литературе и искусстве есть выбор служить Богу, истине, красоте, добру. Духовные песнопения славят мучеников и мучениц, исповедников веры православной. Народная песня славит героев, защищающих земное отечество. Жития святых, иконы, песнопения, былины дают нам знание и мудрость. В былинах о сербском князе Лазаре мученический венец это естественный путь, страдания за Христа, Отечество и народ.
Князь Лазарь выбирает царство
Вылетает сизый сокол в небо
От святыни, от Иерусалима,
И несет он ластовицу-птицу.
То не сокол вылетает сизый,
То небесный Илия - святитель,
И несет он весть от Богородицы.
На Косово то письмо приносит,
Опускает князю на колено,
И письмо само сказало:
«О, князь Лазарь, благородный родом,
Ты какое царство крепче любишь?
Или любишь Небесное Царство,
Или любишь царство ты земное
Если любишь царство ты земное
Седлай коней, подтяни подпруги,
Каждый витязь, саблей препояшься,
Да на турок нападайте сразу,
Турецкое все и сгинет войско.
Если ж любишь Небесное Царство,
На Косове ты поставишь церковь,
Все царево причасти в ней войско
Перед тем, как все оно погибнет,
И ты, княже, с ним погибнешь вместе».
Когда Лазарь выслушал то слово,
Стал он думу непростую думать:
«Боже милый, что я пожелаю
Царство мне, какое больше любо?
Если здесь я пожелаю царства,
Пожелаю царства я земного,
Так земное короткое царство,
А в Небесном Царстве век привечен».
Лазарь выбрал Небесное Царство,
А не царство краткое земное,
На Косове он поставил церковь,
В основанье положил не мрамор,
Шелк и пурпур настелил под камни,
Патриарха сербского позвал он
И двенадцать тех владык великих,
Чтобы к бою причастили войско.
Героический подвиг князя и его богатырей народ помнит через былины, житие, фрески, иконы, памятники, романы. Мученичество на Косовом поле как лампада светит всем поколениям. Витязи через подвиг становятся святыми.
Жития святых - любимый жанр славянских литератур. Церковь прославляет 2 типа подвига: 1. Монашеский, когда человек отрекается своей воли, несет бремя благое, крест Христов. Как воин в духовной невидимой брани, монах стремится к ангельскому небесному житию.
Такой пример - Житие святого Саввы Сербского. Как молодой князь он покинул дворец и с русскими монахами поехал на Афон. Отрекшихся мира сего, подвигом поста, молитвы и добрых дел он привлек своих родителей, отца - великого жупана Неманю и мать Анну, к монашеству. Получил в монастыре святого Саввы в Палестине чудотворную икону Богородицы Троеручицы. Возродил монастырь Хиландар, который получил от византийского Царя Ангела, для сербского народа до Страшного суда. Церковь его подвиги оценила высоко. Он Равноапостольный Святитель.
2. Другой тип подвига в жанре жития - героический. Пример: Житие святого Великомученика князя Лазаря. Защищая земное отечество от лютых Агарян, получил мученический венец. Вот подвиг, когда вождь за свой народ отдает жизнь свою.
В общей православной литературе южных и восточных Славян до 16 века существуют: Пролог, Псалтирь, жития святых, летописи о русских, болгарских, сербских подвижниках. В предисловиях часто предлагается подготовка для читателя: он должен помолиться Богу, чтобы его духовные глаза открылись, и сердце приняло благодатную правду. Чтение о подвигах святых это своеобразный способ спасения души. В каждом писателе и художнике есть образ Божий. Писать книги, иконы, фрески, значит жить в послушании Творцу.
Писатели, иконописцы, певчие на клиросе тоже призваны к посту и молитве, молчанию, чтобы Бог помог им в творческом подвиге. В православных славянских литературах и искусстве до появления западных влияний в 17 веке можно говорит о послушании автора Богу. От Слова о благодати Митрополита Иллариона в 11 веке до времени Петра Великого, нет границ между литературой и искусством южных и восточных славян. Благодаря церковнославянскому языку, у нас основной фонд памятников литературы и искусства общий: Прологи, Минеи, Триоди, Жития. В нем всегда присутствуют Подвижники, Герои, Мученики и молитва, как дар небесный. Кириллица - это тайна единомыслия братских славянских народов. Алфавит как кружево соединил в огромный Пролог мученическую историю восточных и южных православных славян. Подвиг в Православной славянской литературе и искусстве, он живет на святых иконах, фресках, в богослужении, в монастырях. Он живет в уединённом чтении, народной песне и в сердцах благочестивых людей. Собор славянских Святых живет в наших молитвах и календаре, в Утренях и Вечерних, в Литургии. Быть верным Небесной Сербии значит любит Святую Русь. |