Житие и страдания святого мученика Меркурия Смоленского
Нет на земле таких путей, которыми не могла бы пройти настоящая любовь, нет в мире такого оружия, которое могло бы ее остановить, и нет такого Небесного Царства, которое не могло бы ее принять. О непобедимая сила любви! Нет ничего лучше любви ни на небе, ни на земле! Она источник всех благ. Она поселилась в сердце Авеля, она обитала в патриархах, она воспитала пророков, она сделала из Давида жилище Святого Духа, она укрепила Иова, и как не сказать самого главного: она привела к нам с Неба Сына Божия! Любовью дано людям все самое лучшее: смерть побеждена, ад пленен. Любовью из людей и Ангелов создана Церковь, ради нее открыт рай, уготовано Небесное Царство. Она умудрила неграмотных рыбаков, она укрепила мучеников, она заселила отшельниками пустынные места, она наполнила горы и пещеры звуками священных гимнов, она научила людей идти узким и тесным путем. О блаженная любовь, подательница всех благ! Блажен, и преблажен сделавший все, чтобы иметь такую непритворную любовь, ведь как сказал Господь: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Такую любовь нашел и сохранил святой Меркурий Смоленский, и, направляемый ею, он прославил Бога и облагодетельствовал многих людей. Случилось это в далеком XIII веке.
В 1242 году после стремительного похода в Восточную Европу войска хана Батыя возвращались домой. Их предводитель торопился в Орду участвовать в выборах нового великого хана, который должен был воссесть на трон Угедея. Они шли небольшими отрядами и на своем пути разоряли все, что могли. Два таких отряда подошли к Смоленску. Двигались они с территории Черниговского княжества. Один из них возглавлял сам Батый, а другой – его верный батыр, имя которого история не сохранила. Они пришли столь незаметно и внезапно, что смоляне ни о чем не догадывались. Смоленск ждало то, что постигло многочисленные города, вставшие на пути татарских полчищ: его храмы должны были быть осквернены, жители либо перебиты, либо покалечены, либо пленены, а его богатства разграблены.
Смоляне, со своей стороны, не испытывали беспокойства по поводу татар, ведь смоленская дружина во главе с князем Михаилом отправилась вместе с Батыем воевать в западных землях. Там она участвовала во взятии и разорении польских городов. Воспринимая себя союзниками татар, смоляне не были готовы к их вероломству. Но татары не останавливались ни перед какими средствами для достижения своих целей. Теперь для них было важно покорить и разорить богатый административный центр огромного княжества, расположенного на очень выгодном торговом пути.
Но их плану не дано было осуществиться, потому что Бог, действующий в истории, судил иное. Пресвятая Богородица спасла город от разорения. Произошло это так. В то время, когда татары приблизились к городу, Она ночью сказала сторожу кафедрального собора от Своей чудотворной иконы Одигитрии, чтобы он шел к Меркурию, дом которого был на Подоле, располагавшемся с запада у подошвы Соборной горы, и не поднимая шума, передал ему, дабы он как можно быстрее пришел в собор в полном боевом вооружении. Сторож отнесся с подозрением к услышанному, думая, что это наваждение, но все же бездействовать не посмел. Он вышел из собора и стал спускаться. Ночь была ясной. Сверху он увидел Меркурия, стоящего посреди двора в доспехах и молящегося Богу с воздетыми к небу руками. Когда он подошел ближе, то услышал, как Меркурий просит Бога и Пресвятую Богородицу о победе над врагами и об избавлении Церкви от нашествия. Соборный сторож, который до этого отнесся к бывшему ему видению скептически, видя все это, понял, что оно не было наваждением. Ведь кроме него самого о содержании произошедшего в безлюдном соборе явления знал еще один человек. Кроме того, из содержания молитвы он понял, что этому человеку открыто гораздо больше, чем ему самому, и что Бог замыслил совершить великое дело через того, к кому он был послан голосом от иконы. Как было приказано, не поднимая шума, сторож тихо сказал Меркурию:
– Меркурий, Меркурий, иди быстрее. Вот Госпожа зовет тебя с нужным для сражения оружием.
При этом он заметил:
– Думаю, что об этом тебе возвещено Ангелом Господним еще перед моим приходом.
В действительности так и было: еще до прихода соборного сторожа святому так же было видение, в котором ему было открыто о нависшей над Смоленском угрозе и о том, чтобы он приготовился к битве.
Избранник Пресвятой Богородицы святой Меркурий происходил из княжеского итальянского рода и состоял в рыцарском монашеском ордене тамплиеров. Принадлежность к Католической церкви не мешала ему горячо любить восточное православие. В молодости он покинул Рим и приехал в Смоленск, где поселился у городского княжеского наместника. Здесь он вел дела своего ордена, который занимался многочисленными дипломатическими и финансовыми операциями как в Европе, так и за ее пределами. Честно исполняя свое служение, он старался гармонично сочетать сложности своих трудов с христианским благочестием. Согласно своему монашескому обету он продолжал неуклонно сохранять девство. Бог, Который избирает тех, кого хочет, а не тех, кого люди считают достойными, избрал тамплиера Меркурия для того, чтобы именно он стал орудием Его воли в деле избавления Смоленска от татарского разорения. В этом состояло мудрое Божественное указание на то, что Ему важнее не как люди себя называют, а как они поступают. В этом состоял смысл явления от образа Одигитрии голоса церковному сторожу, повелевшего ему привести католика в православный храм, вход в который для него в соответствии с уставом был воспрещен. Так было показано, что земные разделения подобного рода до неба не доходят, и что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:35).
Дорожа каждой минутой, они вместе поднялись на Соборную гору, и соборный сторож, повинуясь Божественному повелению, впустил Меркурия внутрь храма. Каково же было изумление их обоих, когда они увидели, что у той самой чудотворной иконы Одигитрии, от которой был чудесный голос, горит свеча. В то время, пока сторож ходил к Меркурию, собор был заперт, в нем и сейчас не было людей. Значит, свеча загорелась чудесным образом сама собой, подобно тому, как в Иерусалиме на Пасху на гробе Господнем загорается лампада. Увидев в этом событии Божие знамение, святой Меркурий стал горячо молиться у этой иконы. Во время его молитвы от досточтимого образа вновь раздался женский голос, который теперь слышали оба – и Меркурий, и сторож. Богородица говорила:
– Меркурий, раб Мой верный! Вот Я посылаю тебя, чтобы ты прогнал врагов от этого города и явил устрашающую святость этого дома Моего врагам христиан. Ибо для этого ты взят от недр римской власти. Иди быстрее против великого множества безбожных варваров и их всескверного царя Батыя, и их самохвального исполина, идущих на разорение Моего дома и на уничтожение этого города, и на пролитие христианской крови, и искоренение остатка славы Божией. Гордость этого мучителя для Меня отвратительна и кровопролития больше не могу терпеть. Я молилась Сыну и Богу Моему, чтобы он сотворил милость в Своем наследии и больше не предавал христианский народ на поругание безбожникам и не допустил бы осквернения храма Моего и отвратил Свой праведный гнев, чтобы перестала литься кровь христианская. Ты же, пройдя через ворота, иди прямо на место, которое называется Долгий Мост. Там ты найдешь великое множество варваров, которых в эту ночь Бог предаст в руки твои; победишь и их сильного исполина, отрубив ему голову. Я Сама готова помогать тебе. Но, однако, знай, что, устав, ты пойдешь к Смоленску и, будучи около города, прольешь свою кровь за Мою Церковь и получишь венец победы от Вседержителя Бога, единого в Святой Троице.
Когда голос умолк и в соборе воцарилась тишина, святой Меркурий пал перед иконой ниц, раскинув крестообразно руки, – он очень обрадовался тому, что услышал. Ведь он много раз думал о смерти, о том, что все люди ей подвластны, думал и о том, что только немногим из людей она принесла Вечную Жизнь. Этими немногими были мученики, которые не ждали смерти, но смело переходили из жизни в Жизнь. Действительно, зачем ждать естественной смерти, которая приходит сама собой? Она бесполезна, потому что является общим достоянием и зверей, и людей. Все рожденное или время убивает, или болезнь сокрушает. Поэтому если все равно умирать, то лучше приобрести себе смертью Жизнь. Надо сделать невольное добровольным, надо не пощадить жизни, потеря которой неминуема. Даже если бы земные блага и долго длились, то и тогда нужно было бы позаботиться приобрести ими вечные блага. Но поскольку эти земные блага кратковременны и ничуть не сравнимы с достоинствами вечных благ, то будет большой глупостью лишиться ожидаемого блаженства из-за забот о земном. Такие размышления сопровождали святого всю его жизнь, они сделали его рыцарем-монахом, и теперь после всех этих чудесных явлений он твердо знал, что ему делать.
Выполняя повеление Богоматери, святой Меркурий и его оруженосцы незаметно вышли из города и верхом на конях отправились по направлению к Долгомостью, которое было расположено недалеко от города и представляло собой начало длинной дороги через заболоченные земли. Такие дороги для удобства передвижения обычно мостили, то есть устилали бревнами.
К тому времени, когда святой и его сопровождение добрались до Долгомостья, погода изменилась. На землю спустился ночной туман, который был настолько густым, что они практически ничего не видели. Погода последнее время была пасмурной. Несколько недель кряду шли дожди, и была страшная сырость. Поэтому ясное вечернее небо минувшего дня предвещало перемену погоды.
Пришедшие к Долгомостью татары были измотаны затянувшимся победоносным европейским походом. Они устали от долгого пути и свирепствовавшей в это время непогоды. А потому все они крепко уснули.
Святой Меркурий, придя к Долгомостью, осторожно осмотрел местоположение противника: татары сделали два лагеря – один из них, который, судя по всему, был организован дозорным отрядом, расположился в низине, а другой, главный, – на небольшом холме. Теперь нужно было действовать.
Осенив себя крестным знамением, Меркурий произнес:
– Пресвятая Дева, Царица небесных сил, предстань ныне в помощь мою, – и направился к тому отряду, который находился в низине.
К этому времени уже началась последняя предрассветная половина ночи. Меркурий оставил в стороне своих оруженосцев, спешился и ринулся вглубь татарского лагеря. Татары оказались неготовыми к столь внезапному нападению. Их бдительность притупилась. Так Бог, действующий в истории, помогал святому Меркурию. Но эта Божественная помощь не означала, что ему не нужно было делать усилий, чтобы стяжать себе венец победы над пытающимся воцариться злом. Напротив, ему предстояло заплатить за это дорогой ценой – ценой своей жизни.
Под покровом ночи, окутанный густым туманом, он пробрался к центральной части татарского лагеря. Там он наткнулся на спящего батыра, которому сразу же отрубил голову, а затем стал поражать тех, кого находил рядом. Сонные, погруженные в густой туман, татары до самого рассвета не могли собраться с мыслями. В их лагере царила паника. Ведь они, прошедшие столько земель и завоевавшие столько городов, привыкшие видеть своего врага лицом к лицу и приводить его в трепет одним своим видом, теперь полностью растерялись от страха перед той неизвестной силой, которая превратила их лагерь в самую настоящую бойню. Они метались в панике по лагерю то туда, то сюда и везде натыкались на трупы своих собратьев, но самое страшное, что в самой середине лагеря они видели труп их бесстрашного, опытного командира – батыра.
Нужно было бы обороняться. Но от кого? Враг не был опознан. Рубить саблями и стрелять из лука в густом тумане, да еще и ночью, было опасно – можно было перебить друг друга. А может, против этой столь внезапно и некстати обрушившейся силы земное оружие помочь не в состоянии? Может, какой-то разгневанный бог или злой дух напал на них, и тут не помогут ни луки, ни сабли, ни сила, ни военная хитрость? В панике татарские воины из разгромленного дозорного лагеря побежали к соседнему, расположенному на холме, лагерю, во главе которого был сам Батый, к лагерю, в котором были лучшие воины, к лагерю, в котором были лучшие шаманы. Так, гонимые неизвестностью, они надеялись избежать смерти, знаки присутствия которой теперь ощущались повсюду: сквозь густой туман виднелись силуэты валявшихся трупов, во влажном воздухе стоял запах человеческой крови, отовсюду слышались стоны умирающих, крики раненых и лязг смертоносного, находящегося во власти святого Меркурия, оружия.
Тем временем приблизилось утро. Когда на востоке зардела заря и начал рассеиваться туман, татары, наконец, окончательно поняли, что врагов смехотворно мало. Задыхаясь от ярости, они всем своим оставшимся войском ринулись с холма в направлении своего стана в низине, но по мере приближения сквозь легкую дымку рассеивающегося тумана они увидели страшную даже для видавших виды воинов картину: весь лагерь был усеян трупами их товарищей. Но ужаснее всего то, что теперь все они видели обезглавленный труп своего неустрашимого командира. Они поняли, что стали легкой жертвой для врага, но весь драматизм состоял в том, что никто из них не знал, какого именно врага. Им нужно было видеть его, они не могли поверить, что тот один-единственный рыцарь с несколькими оруженосцами мог нанести им столь сокрушительное поражение. Кроме этого, судя по обмундированию этого рыцаря, а в особенности по его белому с крестами плащу, было видно, что он тамплиер, то есть католик. Все это было очень странно. Как же так, думали они, католик, рискуя жизнью, защищает православный город, и неужели они, покрытые воинской славой, стали жертвой одного-единственного рыцаря?! Татары не знали, что им думать. Чтобы прояснить ситуацию, им нужно было выведать скрытые преимущества противника, и для этого они предприняли свою обычную тактику – имитацию отступления, которая в их европейском походе сослужила им добрую службу. Обычно, когда татары бросались в притворное бегство, европейские рыцари устремлялись за ними в погоню, после чего татары заманивали их в ловушку. Но здесь было все по-другому. Рыцарь и его оруженосцы даже и не думали гнаться за татарами. Наоборот, они направлялись к городу. Татары недоумевали. В Европе такая уловка всегда срабатывала. Прошло некоторое время. Батый решил действовать отчаянно. Он направил своих воинов в погоню за нанесшими ему оскорбление. Татары привыкли не прощать никому своих обид и поражений. Они всегда мстили. Задыхаясь от злобы, Батый сам скакал впереди своего рассвирепевшего отряда. Их путь лежал через плохо обозреваемую местность, и поэтому они не знали, чего им ждать. Может быть, хитрый рыцарь сам решил применить тактику имитации отступления для того, чтобы заманить их в ловушку? Во время этой отчаянной погони они не видели самого Меркурия и его людей, а ехали по следам, которые оставили их кони на покрытой росой траве.
Тем временем святой Меркурий со своими оруженосцами продолжал отступать. Город был уже близко. По пути он спешился с коня для благодарственной молитвы Богу за дарованную Им победу. По древнему обычаю для этого он обратился на восток, откуда уже поднялось солнце. Помня слова Богоматери о том, что ему остается жить на земле немного, и, понимая, что каждая минута дорога, он захотел оставшееся время посвятить молитве. Смерть – самый важный момент в человеческой жизни, и поэтому немаловажно то, как он ее встретит. Оруженосцы святого слышали, как он в эти минуты, после благодарности Богу и Деве Марии за дарованную победу, молился, чтобы его душа была принята с миром в небесной славе. Свою просьбу он закончил словами:
– С радостью хочу умереть за Церковь Божию и Христову веру. Аминь.
В ответ на эту молитву с неба вдруг неожиданно раздался голос, который слышал и сам святой, и его оруженосцы. Обращаясь к Меркурию, голос сказал:
– Радуйся, Мой верный раб! То, о чем ты просил, все будет дано тебе. Дом Мой сохраню невредимым от рук варваров, род христианский избавлю, город сохраню и освобожу от нашествия иностранцев. Тело же твое будет положено с честью на горе в храме Моем.
Эти слова преисполнили святого Меркурия невыразимой радостью. Они означали исполнение желания всей его жизни, они предрекали ему переход от временной жизни в вечную Жизнь. Выслушав небесную речь, он оглянулся и увидел, что с холма на Смоленск надвигается татарское войско. Действуя молниеносно, он направился ему наперерез. Вновь завязался бой, во время которого произошло необъяснимое: татары опять устремились в бегство, крича что-то на своем языке. Впоследствии некоторые из них, которые были ранены и не имели возможности уйти в Орду, пересказали гражданам Смоленска то, что они кричали:
– Горе, горе: не можем противостоять великому страху, ибо видим над собой поражающих нас молниеносных мужчин, на которых смотреть не можем. Особенно же ужасно и чудесно то, что мы видим великую и страшную Женщину, Которая стоит на воздухе и от Которой, как от солнца, сияют лучи. Она мертвых призывает нам на погибель, и они слушают Ее и убивают нас.
Все это Батый наблюдал с расположенного перед городом холма. В то время как его воины отправились вперед, он остался здесь, чтобы лучше управлять их действиями.
Тем временем изможденный многочасовым боем святой Меркурий преклонил свою голову к земле, расположив ее между руками, и так молился. Заметив это, сын обезглавленного святым Меркурием батыра, пылая жаждой отмщения, подбежал и отрубил своей саблей голову святому. И здесь вновь произошло чудо: разгоряченное сражением тело святого агонизировало необычным образом. После удара саблей руки усеченного как бы машинально схватили отрубленную голову, которая во время молитвы была между ними, а ноги подбросили вверх тело и направили его к городу. В таком необычном виде святой прошел некоторое расстояние и недалеко от церкви Иоанна Богослова, где уже был заложен фундамент латинской церкви тамплиеров, остановился и рухнул, истекая кровью. Голова выпала из рук и откатилась в сторону. Так всем была явлена любовь святого Меркурия к православным смолянам, ведь нужно очень сильно их любить, чтобы защитить ценой своей жизни и вернуться к ним со своей отрубленной головой в руках. Изумленные жители, которые уже знали от церковного сторожа подробности явлений в соборе и которые своими глазами видели бой под городскими стенами и то, как обезглавленное тело неуклонно продолжало стремиться к городу, похоронили святого Меркурия с великими почестями по православному обряду в соборе в каменном саркофаге около левого клироса.
Уцелевшие в этих сражениях татары, сын батыра и сам Батый, увидев, как Смоленск защищают небесные силы и как идет обезглавленный труп, в приступе священного ужаса бежали из смоленских земель. Для оправдания своего отступления у них имелся очень веский аргумент – это явное нежелание сверхъестественных сил допустить завоевание Смоленска. Ведь чего не желает небо – человек сделать не в силах. Для суеверных татар это было действительно очень серьезной причиной, да и нужно было торопиться в Орду для участия в выборах нового великого хана … . После всех этих событий Батый не смел и думать о том, чтобы подчинить себе Смоленск. Летопись говорит, что смоленские князья только с 1270-х годов, уже после смерти Батыя (1255), подобно прочим русским князьям начали постепенно входить в подчинение татарской власти.
Через некоторое время после погребения святой Меркурий явился во сне тому самому церковному сторожу, с которого все и началось. Он предстал перед ним восседающим на коне и сказал:
– Поведай жителям этого города, чтобы поставили над моим гробом мое оружие, а именно: меч, копье и щит.
Воля святого была исполнена. Оружие, которое после его смерти хранилось у оруженосцев, было взято и поставлено над местом его погребения.
Это посмертное явление святого Меркурия было истолковано как знак его святости и покровительства городу Смоленску. Вот что оно означало: конь, на котором восседал святой, символизировал победу и переход от земли на небо. Наличие оружия над погребением означало знатность происхождения похороненного в нем. Оружие ставили только над княжескими погребениями. При этом было сказано поставить не все оружие, а только щит как символ защиты и покровительства, меч как символ справедливости и великодушия и копье как символ неотвратимого всепроникающего возмездия. Впоследствии, когда над Смоленском нависала военная угроза, это оружие с крестным ходом обносили вокруг города, и опасность отступала.
Память о святом Меркурии и его подвиге сохранялась в народе во многом благодаря церковному сторожу и оруженосцам святого, которые при всяком удобном случае рассказывали о тех великих событиях, свидетелями и участниками которых им пришлось стать.
В скором времени на том самом месте, где возле церкви Иоанна Богослова опочил святой Меркурий, смоляне в знак своей благодарности воздвигли круглую башню, какие любили тамплиеры. Постройки именно такой формы напоминали им о храме на горе Сионе, который был колыбелью их ордена, их великой святыней. Так своеобразно смоляне выразили благодарность послужившему их защите от неприятеля тамплиеру. Фундамент этой башни до сих пор засыпан землей (законсервирован) у церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Люди прибегали к молитвенному заступничеству святого Меркурия и получали просимое на пользу души. Так, сразу после своей смерти, он был канонизирован в сознании всей Смоленской церкви как святой мученик, пострадавший за истинную православную веру и Церковь Божию. В 50-х годах XIII века один из ученых мужей города, в памяти которого были живы рассказы очевидцев всех этих событий, и, возможно, который сам был их свидетелем, написал «Повесть о святом и победоносном мученике Меркурии».
День памяти святого поначалу был связан с празднованием Пресвятой Богородице – покровительнице святого Меркурия. Он совершался сразу после Успения – престольного праздника Смоленского кафедрального собора (16 августа по старому стилю или 29 августа по новому стилю). Тогда вспоминалось чудо избавления города Богородицей от татар посредством подвига святого Меркурия. С течением времени празднование святому обрело некоторую самостоятельность. Его приурочили к чествованию соименного ему великомученика Меркурия Кесарийского (24 ноября по старому стилю или 7 декабря по новому стилю). В этот день Церковь празднует его до сих пор, а вот особое воспоминание чуда защиты Смоленска Богоматерью посредством святого Меркурия теперь не совершается.
Позднее и мощи святого, и его оружие были утрачены. Это произошло во время штурма Смоленска поляками 3 июня 1611 г., когда собор, где они хранились, сильно пострадал от мощного взрыва находившихся ниже его на склоне Соборной горы пороховых погребов. Их остатки рассеялись по всей Соборной горе, а, возможно, и по всему городу. Это обстоятельство стало скрытым вызовом вере смолян. Ведь если раньше только гробница святого служила местом его особого физического присутствия, то теперь этому служит и вместившая в себя его мощи и оружие Соборная гора, и вообще весь Смоленск.
Вот таков подвиг героя! Его не затуманило время, не разрушил обычай, не преодолела чрезвычайность произошедших вслед за этим событий. Подобно тому, как мы смотрим на солнце и всегда ему удивляемся, так и подвиг этого воина всегда светел, потому что «в вечной памяти будет праведник» (Пс. 111:6) и у живых на земле, пока земля стоит, и у небесных обитателей, и у Праведного Судии всех. |