СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

№17 Николай ДИК (Россия, Азов) Память об «Азовском осадном сидении»

Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Наша история №17 Николай ДИК (Россия, Азов) Память об «Азовском осадном сидении»

Н. ДикНиколай Дик  – родился в 1954 году в небольшом поселке Тарановского района Кустанайской области республики Казахстан.

К педагогической практике впервые приобщился в 16 лет, проработав два летних сезона вожатым в пионерском лагере. Этот заряд юношеского общения со своими ровесниками в условиях пионерского лагеря и решил мою дальнейшую творческую судьбу. После службы в рядах российской армии попал на Дон, где и проживаю в настоящее время. Почти всю жизнь проработал учителем истории и рисования, заместителем директора по воспитательной школы. Прошел со своими ребятами сотни километров с рюкзаком по десяти союзным республикам бывшего Советского Союза, серьезно занимался краеведением, создавал два школьных краеведческих музея, в разные годы участвовал в работе творческих групп педагогов во Всесоюзных детских лагерях «Артек» и «Орленок». Восемь лет работал старшим преподавателем кафедры теории и методики воспитания Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, затем более восьми лет заведующим городским организационно-методическим Центром Управления образования администрации города Азова. И все это время писал различные сценарии праздников для детей и школьников, а позже – методические пособия для работников образования и стихи для детей. Ныне – педагог с 30-летним стажем, публицист и детский поэт; двукратный лауреат Всероссийского конкурса научных и научно-учебных изданий историко-педагогического профиля, обладатель специального приза методических разработок II Международного конкурса «Уроки благотворительности»; участник более десяти Международных и Всероссийских литературных конкурсов, автор более 70 книг по проблемам педагогики, теории и методики воспитания и управления образовательным процессом; 4 учебных пособий для школ и ВУЗов, двух сборников детских стихов; одной книги о здоровом образе жизни, составитель 4 сборников афоризмов, пословиц и поговорок, изданных азовскими, ростовскими и московскими издательствами полумиллионным тиражом.

 

 

Азовское осадное сидениеПамять об «Азовском осадном сидении»

 

Богата русская земля своим историческим прошлым. Многие древние города России хранят историческую память о своем великом прошлом. Среди этих исторических городов особой славой гордится историческая жемчужина Российской истории – город Азов, «малый град» Петра I.

Он расположен на юго-западе Ростовской области, в устье реки Дон на его левом берегу, в 42 км от Ростова-на-Дону. Первые укрепленные поселения образовались на азовской земле более двух тысяч лет назад. В X-XI вв. на месте нынешнего города было славянское поселение, входившее в состав древнерусского Тмутараканского княжества. Официально свое летоисчисление город ведет с 1067 года, когда дельту реки Дон захватили половцы и дали поселению название Азак. С XIII века Азак (тюрк. азак «устье реки»; другая версия - по имени хана Азува или Азака) город Золотой Орды, через который проходил «великий торговый путь» в Китай. На территории Азова в это время складывается колония генуэзцев и венецианцев, превративших её в богатейший перевалочный пункт между Западом и Востоком. Азовская крепость находилась на пути из Европы в Азию, она давала выход к морю, поэтому за нее постоянно шла борьба и крепость не раз переходила из рук в руки, она часто подвергалась опустошительным разгромам.

Первые сведения о древних жителях Приазовья и Нижнего Дона – азовских казаках – появились в X веке в «Персидской географии» Гудуд ал Алэма, как о жителях «земли Касак между Азовским морем и Кубанью». Согласно древнерусским Никаноровской и Вологодско-Пермской летописям 1023 года, княживший в этих местах Мстислыв Томаторканский комплектовал свою дружину из местных племен Казаров и Казяг. Известные русские историки Иван Никитич Болтин и Васи́лий Ники́тич Татищев утверждали, что в 1282 году татарский баскак Ахмат вызвал с Кавказа пятигорских Черкасов или Казаков и поручил им охранную службу в Курском княжестве. После они же основали город Черкасы на Днепре. Эти свидетельства можно отнести и к предкам Гребенских и Азовских Казаков. Знаменитый русский литератор, журналист и историк Николай Михайлович Карамзин писал о Донских Казаках: «Нет сомнения, что они же назывались прежде Азовскими, которые в течении XV века ужасали всех путешественников в пустынях Харьковских, Воронежских, в окрестностях Дона».

В 1395 году город был разрушен войсками Тимура (Тамерлана). В 1471 году захвачен турками, превращён в мощную турецкую военную крепость. Со временем тюркское исходное Азак было превращено в Азау; последняя форма воспринята русскими как Азов. В V веке крепость препятствовала донским казакам выходить на судах в Азовское и Чёрное моря для торговли и набегов.

Именно в это время происходит одно из известнейших в российской истории событие, связанное с именем Азова – великое казачье осадное сидение. Первым литературным и историческим источником об этом событии большинство историков считают «Повесть об Азовском осадном сидении», составленную по донесению царю Михаилу Федоровичу. Автором повести об Азовском осадном сидении был, как полагают историки, один из участников казачьего посольства в Москву войсковой подьячий (начальник войсковой канцелярии), в прошлом беглый холоп князя Н. И. Одоевского, Федор Иванович Порошин. Повесть, написанная им зимой 1642 года во время заседания Земского собора с использованием образов и мотивов древнерусских воинских повестей и казачьего фольклора, стала своеобразным поэтическим призывом поддержать героическую борьбу азовских казаков. Произведение Федора Порошина, проникнутое горячим сочувствием к казакам, имело большое публицистическое значение, так как ярко раскрывало идеологию казачества и обличало «бояр и дворян государевых», доказывавших необходимость отдать Азов Турции. За свою деятельность Федор Порошин был сначала щедро награжден царем, а затем сослан в Сибирь.

В дореволюционной России было издано более десятка трудов об Азовском сидении казаков. В конце XIX – начале XX веков Александр Сергеевич Орлов, известный историк русской литературы, академик, профессор Московского университета и Ленинградского государственного историко-лингвистического института, пишет свои знаменитые «Повести об Азове», состоящих из пяти самостоятельных произведений и посвященных Азовскому осадному сидению. По мнению многих ученых именно эти повести стали важным событием в исследованиях истории казачества.

В этот же период Андрей Андреевич Гордеев, потомственный донской казак, офицер-фронтовик, служивший в Донской белоказачьей армии, издает «Историю казачества», которая еще при жизни автора становится заметным явлением в изданиях белой эмиграции. Автор на подлинных фактах выстраивает свое видение не только всего Донского казачества, но и знаменитое «сидение казаков».

Писатель-фронтовик Григорий Ильич Мирошниченко, потомственный донской казак, в конце прошлого столетия пишет популярную трилогию об Азове. К сожалению, писатель не успел закончить свой труд, третья книга осталась недописанной, но романы «Азов» и «Осада Азова» стали своеобразным бестселлером на Юге России. В романах «Азов» и «Осада Азова» Григорий Мирошниченко первый в литературе превосходно воссоздал образ донского писателя, горячего пропагандиста идеи присоединения Азова к Русскому государству Федора Ивановича Порошина, ярко и высокохудожественно рассказал о борьбе русского народа с иноземными захватчиками в XVII веке, о походах донских казаков под взятый турками в 1471 году старинный русский город Азов.

И так, в начале XVII века крепость Азов представляла собой укрепленное городское сооружение. Одна половина города была расположена внизу у самого Дона, а другая - на высоте. Город имел замкнутую крепостную стену общим обводом в 600 сажен. Со стороны Дона стена достигала 10 сажен высоты. Крепостные рвы имели 4 сажени ширины и полторы сажени глубины. Оборонительную силу составляли 11 башен. В июне 1637 года отряды запорожских и донских казаков после двухмесячной осады штурмом захватили Азов. Летом 1641 для овладения Азовом Турция направила к стенам крепости сильный флот и сухопутные войска.

В начале июня 1641 года полчища турко-татар (до 100 тысяч при 700 орудий) под предводительством Гуссейн Дели, при содействии сильного флота (45 галер и множества мелких судов), под командой Пиали-паши, осадили Азов с суши и моря. 24 июня турки обступили Азов от реки Дона до моря. Флот, высадив пехоту и артиллерию, остановился в 8 милях от устья Дона и в 40 верстах от Азова. В тылу турецких войск, осадивших Азов, развернулись казачьи отряды в сторону Крыма, Тамани, прикрывая Черкасск. Осаждавшие оказались в положении осажденных. Турецкая армия с первых же дней осады стала ощущать недостаток в снабжении и подвозе. Со стороны турок к казакам было послано посольство для переговоров о сдаче, обещая казакам сейчас же 12000 червонных и 30000 по выступлении. Казаки отвечали: «Сами волею взяли мы Азов, сами и отстаивать будем, помощи кроме Бога ни от кого не ожидаем и прельщений ваших не слушаем, не словами, а саблями примем вас незванных гостей...».

25 июня 30 тысяч лучших турецких войск были двинуты на приступ Азова. Штурм был отбит и турки потеряли до 6 тысяч человек. После отказа казаков за вознаграждение в 42 тысяч червонцев покинуть город началась «правильная» осада. Турки стали насыпать вал вокруг стен Азова. Казаки сделали вылазку, осаждавших разогнали и вал разбросали. Турки позади этого вала насыпали вал выше стен Азова, поставили на валу более ста орудий большого калибра и день и ночь стали обстреливать город и до подошвы сбили крепостной вал. Казаки насыпали второй. Турки постепенно разбивали валы, казаки сооружали новые, и окончательная осада казаками выдерживалась за четвертым.

Гарнизон крепости, состоящий из около 6 тысячи казаков, в том числе 800 женщин, под начальством Осипа Петрова, защищался с необыкновенным мужеством и стойкостью. Продолжавшаяся с июня по сентябрь 1641 года осада Азова турками («Азовское сидение») окончилось безрезультатно: казачья крепость с пятью тысячами казаков 93 дня и ночи выдержала натиск 250-тысячного турецкого войска. В течение августа и сентября гарнизон крепости был усилен подкреплениями и снабжен некоторым количеством боевых и продовольственных припасов, но положение к началу октября ухудшилось: более 3 тысячи казаков сложили свои головы, в городе свирепствовала цинга, продовольствия не хватало, уцелевшие защитники крепости, утомленные бессменной сторожевой службой, едва были в состоянии владеть оружием. Казакам, выдержавшим трехмесячное азовское сиденье, удалось удержать крепость в своих руках. Предвидя продолжение борьбы с Турцией, они послали челобитную к царю Михаилу Федоровичу, прося принять от них Азов и помочь присылкой войска и запасов.

3 января 1642 года для решения Азовского вопроса в Москве был созван земский собор, на котором выяснилось, что принятие Азов должно повлечь за собою войну с Турцией, которая для России, еще не оправившейся после Смутного времени, являлась совершенно несвоевременной. Вследствие этого Михаил Федорович послал казакам грамоту, в которой благодарил их за предложение, но отказывался от него и советовал донцам оставить Азов. Послушавшись государя, казаки в мае 1643 года покинули Азов, предварительно увезя из него запасы и артиллерию и разрушив укрепления.

В 1695 году во время первого Азовского похода, войска Петра I осадили Азов с суши. После двух неудачных штурмов осада крепости была снята. Летом 1696 при содействии Азовской флотилии - первых российских военных кораблей, построенных в Воронеже зимой 1695-96 годов, русские войска овладели Азовом. Походы Петра I под Азов, предпринятые в 1695-96 годах и увенчавшиеся взятием турецкой крепости, открыли «ворота» в южные моря Российскому Государству. После почти столетней череды русско-турецких войн за право обладания азовской крепостью, в 1774 году Азов навсегда был закреплён за Российской империей.

С 1708 года он становится центром Азовской губернии. После неудачного Прутского похода русских войск (1711 год) возвращён Турции. В июне 1736 года в ходе русско-турецкой войны (1736-39 годы) Донская армия генерала П.П. Лапси при содействии Донской флотилии вице-адмирала П.П. Бредаля овладела Азовом. Но по Белградскому мирному договору (1739 год) Азов и Таганрог вошли в состав «барьерных» (нейтральных) земель, основные азовские укрепления и постройки были разрушены. В 1769 году, в ходе русско-турецкой войны (1768-73 годы), Азов вновь был занят русскими войсками под командованием П.А. Румянцева. В 1775 году по Кючук-Кайнарджийскому миру окончательно закреплён за Российской империей.

Коренное население древнего Азова, в основном, состояло из жителей смешанных браков потомков турок и русских народностей с запорожскими и донскими казаками. В 1885 году здесь проживало всего 16,6 тысяч человек, а к 1993 году население города возросло уже до 26,5 тысяч. С 1913 по 1939 годы прирост населения происходил, в основном, за счет естественного прироста. Это был небольшой город с частным сектором, характерным для придонских казаков жильем. Во второй половине XX века в Азове началось увеличение жилого фонда (первые трехэтажные дома), строительство речного порта, крупных промышленных объектов и социально-культурных центров.

К 2006 году население Азова уже составляло более 82 тыс. человек, среди которых проживали люди более 20 национальностей. Самыми многочисленными являлись русские — 94%, украинцы — 3,1% и белорусы — 0,5%. Ныне это компактный, уютный, очень зеленый город, с промышленной зоной, вынесенной за черту жилых кварталов, с населением более 82 тыс. человек.

Если отправиться в Азов морским транспортом по Тихому Дону, то издали перед вашим взором возникнут стрелы портовых кранов и гребень крепостного вала Азовской крепости. Причалив на небольшой пристани, выйдя на берег, вы сразу попадете в древнюю российскую историю. Узкая стометровая дорожка поведет вас к знаменитым, дошедшим из глубин веков до наших дней, крепостному валу и Алексеевским воротам. Крепостные валы были насыпаны донскими казаками еще во времена «Азовского сидения». Деревянные Алексеевские ворота были построены в 1770  году, в начале XIX века их заменили каменными.

 

Сегодня Азовская крепость является одним из любимых мест прогулок азовчан и гостей города, ведь именно отсюда открывается прекрасный вид на дельту реки Дон. Взобравшись на стены крепостного вала, у вас обязательно захватит дух: с одной стороны – прекрасный вид на дельту Дона, с другой – старая часть бывшей крепости, где расположен Пороховой погреб - памятник военно-инженерного искусства XVIII века, в котором размещена диорама штурма Азова армией Петра I. Сделав первые шаги и прикоснувшись к старинной пушке, вам захочется узнать как можно больше об этих местах и этом удивительном городе…

Хранителем богатейшей истории города является Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, объединяющий краеведческий музей, знаменитый пороховой погреб, развалины генуэзской стены на месте средневековой фактории Тана, выставочный зал «Меценат» и мемориальный музей выдающегося исследователя Арктики, первого директора Арктического института уроженца Азова Р. Л. Самойловича (1881-1939 гг.). Именно сотрудникам музея-заповедника и администрации города принадлежит заслуга в увековечении исторических событий на азовской земле: в историческом центре города установлены два бронзовых памятника - первому российскому императору Петру I и его ближайшему соратнику, первому русскому генералиссимусу, получившему свое боевое крещение под стенами Азова, А. С. Шеину.

  

Если вам повезет, и вы попадете на один из традиционных областных, Всероссийских или Международных фольклорных, казачьих или молодежных фестивалей, проводимых ежегодно в Азове, то незабываемые впечатления останутся в ваших сердцах на всю жизнь! Именно здесь уже несколько лет подряд в августе проходит интереснейшее и увлекательное действо Всероссийского масштаба – воссоздание Азовского осадного сидения. Из многих уголков России съезжаются в город представители исторических клубов, чтобы воссоздать события давно минувших дней. Благодаря руководству Всевеликого войска Донского, Азовского казачьего юрта, сотрудникам Азовского музея-заповедника, городской администрации в один из июльских или августовских дней появляется возможность превратить город Азов в единый фольклорный праздник, где по улицам дружно шествуют и «турецкие завоеватели», и «азовские казаки», и сотни азовчан и гостей города.

 

Описать красоту и красочность штурма древних валов просто невозможно. Это надо увидеть! Здесь, на крепостных валах размещаются 50 - 60 представителей исторических клубов, одетых в подлинно исторические казачьи костюмы XVII века. А у подножья валов, на стометровой площадке, готовятся к штурму «турецкие войска» - более 80 участников исторических клубов в вооружении и нарядах XVII века. Тысячи азовчан и гостей города обступают импровизированную площадку со всех сторон.

И вот, «турецкий паша» дает команду к штурму. Раздаются первые залпы орудий, восстановленных по историческим чертежам. По узеньким лестницам «турки» пытаются взобраться на крепостной вал, но их встречают с саблями «на голо» отважные казаки. Скрежет металла от сабель, крики и возгласы, холостые залпы орудий сливаются в единый грохот. «Битва» длится не более часа; конечно же, казаки побеждают, но, сколько восторга и впечатлений!

Да, увидев такое хоть один раз, у каждого в душе на всю жизнь остается память и гордость за величие великороссов, за мужество и отвагу азовских казаков! Другого приема привития любви у молодого поколения к историческому прошлому своей малой Родины, к истории России просто трудно придумать.

Если у вас будет возможность, посетите это знаменитое зрелище, этот уникальный фольклорный праздник, и вы не пожалеете!

 
Комментарии
Mikhail
2017/06/07, 15:25:39
Город Азов раньше назывался Асов. Русь - родовое устройство страны у славян, поэтому славяне также назывались - русы. Русь - форма правления в стране. А страна называлась Асия. Жителями Асии были асы. Асы не имели никакой религии и не были язычниками. Асы, те же славяне-русы. Асы не имели никакой религии и не были язычниками. Делает как ас. Ас в своём деле, - до сих пор в народе сохранились эти поговорки. Асы составляли единую расу. РАСА - Роды Асов Страны Асов. Главный город Асии - Асгард Ирийский, был разрушен в 1530 году, в 1530 году родился будущий царь, Иван Васильевич, прозванный Грозным. Не понятно зачем на осаду города с небольшим гарнизоном, были отправлены такие огромные военные силы.
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2024
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.014563798904419 сек.