Виктория Колтунова
10.08.10 ЯВЛЕНИЕ КИНО В ОДЕССЕ
Это без иронии. Взаправду. В начале века Одесса играла роль киностолицы Российской империи. В СССР - одной из главных студий страны. В незалежной Украине кино сконало. А с ним попытались прикончить Одесскую киностудию. Не получилось. Но почти 20 лет студия стояла без дела, а Одесса наблюдала съемки приезжих киногрупп на своей территории.
В то время как крупный международный кинофестиваль в Одессе – вещь настолько сама собой разумеющаяся, что странно, почему «Кинотавр» его опередил.
Наличие киностудии, кинотрадиций, развитой инфраструктуры, отелей, общая культура горожан, море и климат, что еще нужно для кинофеста?
Начиная с 1939 года, до того мало известная французская деревушка Канны, стала символом высокого киноискусства. Одесса по праву могла стать им еще раньше. Так что событие этого года вполне закономерно.
СТАТИСТИКА
Чем определяется статус кинофестиваля? Уровнем и количеством представленных на нем фильмов, количеством стран-участников, рангом посетивших его кинозвезд и уровнем организации.
Итак, по ОМКФ. Бюджет фестиваля 1 миллион евро. У Каннского - 20 миллионов, но это только начало.
20 стран-участниц (Франция, Перу, Канада, Италия, Россия, Испания, Голландия и т. д.)
Высокое жюри – председатель, киноклассик, режиссер Йос Стеллинг (Голландия), члены жюри - арт-директор фестиваля go EAST Светлана Сикора (Германия), актер Грегуар Колен (Франция), председатель НСКУ Сергей Трымбач (Украина), продюсер Сергей Члиянц (Россия).
100 фильмов. Из них 16 конкурсных. 40 000 зрителей. 400 показов. 250 аккредитованных журналистов.
Прибывшие звезды: Рутгер Хауэр, Вадим Перельман, Эммануэль Фассийон, Кшиштоф Занусси, Хью Родс, Аннемари ван де Монд, Даниэль и Диего Вега, Алексей Учитель, Юрий Мамин, Ольга Сумская, Наум Клейман, Владимир Машков, Николя Энжель, Михаил Жванецкий, Лариса Удовиченко, Катя Осадчая, и так далее. Ну и Сергей Тигипко, конечно.
Уровень организации тоже на уровне. Включая традиционную красную дорожку, длиною в целый квартал.
НЕОЖИДАННОСТЬ
Узнав, что Президент фестиваля - Виктория Тигипко, я подумала, ну что ж, женщина молодая, возможности есть, почему бы ей не поиграться в фестиваль. Очень хорошо, от таких игр только польза искусству, польза народу. Однако, послушав ее выступление в первый день фестиваля, я удивилась. Президент отвечала на вопросы журналистов не только по организации фестиваля, но и по жанрам, и по стилям, разбирала какие-то специфические вещи. Потом, в коридоре, я подошла к ней и спросила: «Виктория, у вас, наверное, профессиональное кинообразование?» И удивилась, услышав ответ. Оказывается, Виктория кинообразования не получала, она просто очень любит кино, с детства часто и много смотрела, фестиваль задумала давно. Для того, чтобы осуществить эту мечту, несколько лет ездила на самые престижные фестивали, в Канны, в Венецию, Берлин, Карловы Вары, «Кинотавр», набиралась опыта. Потом собрала высококлассную команду. Денис Иванов, директор ОМКФ, работает в этой сфере больше 10 лет, за плечами у Дениса и его помощников более 50 осуществленных проектов. Такой же опыт у программного директора фестиваля, Алика Шпилюка. На этот проект его организаторы возлагают самые большие надежды, предполагая, что он станет одним из крупнейших фестивалей на восточноевропейском пространстве. Виктория уверенно объявила о начале следующего, 2-го ОМКФ, который откроется 15 июля 2011 года. Дай-то Бог, значение этого события для Одессы, Одесской киностудии, всего украинского кино, которое с помощью этого фестиваля потихоньку начнет возрождаться, трудно переоценить.
Правда, есть недовольные. Одесские кинематографисты (за исключением Киры Муратовой, которой, кроме ее фильмов, все остальное как бы параллельно, и общественной работой она вообще не занимается), обиделись на то, что их не позвали поработать в фестивале. А собственно говоря, зачем? Лишнюю зарплату платить? Со дня «Золотого Дюка» прошло 22 года, и если за эти годы, кроме разговоров о том, что… если бы… да кабы… ничего не произошло, то значит, и не могло произойти. Одна только регистрация в реестре Международных кинофестивалей стоила 60 000 евро, где одесские режиссеры взяли бы такие деньги? Кто бы им их доверил? А посадить их в красный угол, в качестве свадебных генералов, то… посмотрите на полстраницы выше, вон там какой генералитет!
ИЗЮМИНКИ
Их две. Главная – беспрецедентный показ фильма «Броненосец Потемкин» на Потемкинской лестнице. Эта, самая большая лестница в Европе, насчитывает 192 ступени. Традицию отмечать крупные праздники на лестнице, ввел действующий мэр Одессы Эдуард Гурвиц. Это была замечательная идея, использовать ее, как гигантский театр, одесский Колизей, только не круглый, а продольный. Лестница когда-то насчитывала 200 ступеней, впоследствии 8 из них заняла верхушка подхода к морвокзалу. Вот на этой верхушке устанавливается эстрада с экраном, а зрители сидят напротив, на ступеньках. Похоже на знаменитую лестницу на площади Испании в Риме, где летом устраивают показы знаменитых кутюрье. Но наша лестница больше, у итальянской только 135 ступеней. На одесской, в этом театре на открытом воздухе, помещается 10 000 зрителей.
Итак, один из крупнейших специалистов по творчеству С. М. Эйзенштейна, кавалер множества международных кинематографических наград, искусствовед Наум Клейман привез с собой уникальную копию знаменитого фильма. Она содержит все вырезанные когда-то фрагменты и кадры. То есть фильм отреставрирован так, как он был создан в 1925 году знаменитым Сергеем Эйзенштейном. Кроме того, была восстановлена оригинальная партитура музыки Эдмунда Майзеля, которую исполнил вживую симфонический оркестр. Именно благодаря этому фильму, названному киноведами в 1978 году лучшим фильмом всех времен и народов, лестница и получила название Потемкинской. А кадр катящейся вниз коляски с ребенком – облетел весь мир, и, наверное, ни один человек, видевший фильм, этот кадр никогда не забудет.
Исторически события, изложенные в фильме, действительности не отвечают. Но это сейчас нас не волнует, потому что этот фильм вошел в историю человечества совершенно по другой причине. Как сказал Наум Клейман, фильм выглядит как хроника, а ощущается как драма. На экране революционные события начала прошлого века, а люди, которых за годы советской власти до отвращения перепичкали революционными фильмами, смотрят не отрываясь. Простая женщина, с виду жительница одесской Молдаванки, сидевшая рядом со мной, по окончании фильма сказала: «Какое же удовольствие я получила, давно такого не было». А ведь фильм в полном виде идет полтора часа. И никто не уходил, лестница была забита до отказа.
Этот феномен пытались разгадать многие. Пока однозначного ответа нет. Я, лично, думаю, что дело здесь в том, что если бы на экране была показана сама революция, он давно был бы забыт. Но нам показали условный «образ революции». На глазах зрителя, который становится участником событий, сопереживателем, сорежиссером, рождается магия кино, и этот процесс рождения искусства, процесс сотворчества, завораживает. И еще, думаю, что «Броненосец…» являет собой определенную матрицу, из которой после черпали слова, и целые блоки киноречи, все последующие создатели кино, и в этом смысле он также интересен современному кинозрителю, как квинтэссенция его любимого искусства. Добавим сюда необыкновенно напористый ритм, не оставляющий внимание ни на секунду, ни одного лишнего кадра!
Как тут отвлечься, уйти, просто некогда…
Вторая изюминка фестиваля – летняя школа для желающих обучиться будущей кинопрофессии. На нее было продано 1028 абонементов, для студентов около одесской киностудии построен палаточный городок. Мастер-классы давали Йос Стеллинг, Рутгер Хауэр, Вадим Перельман (пусть не смущает нашенская фамилия, он корнями киевлянин, а вообще-то из Голливуда), Кира Муратова, Сергей Члиянц, Любко Дереш (тут, наоборот, наш, украинский писатель), Наум Клейман, так что было чему поучиться. Кроме того, студенты могли посетить ретроспективы Киры Муратовой, Федерико Феллини, и лучшие фильмы Одесской киностудии. Вот только в каталог закралась ошибка, автором сценария фильма «Зеленый фургон» (1959) был один Григорий Колтунов. А автор повести, А. Козачинский, скончался за 16 лет до ее экранизации. Этот фильм явился первой советской комедией, рассказывающей о событиях революции с юмором, (за что сильно претерпел, как любое начинание), и единственным фильмом одесской киностудии, которому поставлен памятник.
100 ФИЛЬМОВ ФЕСТИВАЛЯ
Конечно, я их все не посмотрела. Пришлось выбирать. Но программа была почти однородной, насыщенной и достаточно сильной. Из того, что видела, на мой взгляд, лучшим был «Колыбельная» Юлиуша Махульского. Фильм из жизни «простой вампирской семьи», решающей проблему, на что жить будем? Это черная комедия, очень тонкая, умная, с выверенной режиссурой, хорошими актерскими работами второго плана. Впрочем, они все почти первого. Сказочное удовольствие.
Картина, которую все ждали, «Мамонт» с Жераром Депардье. Он обещал приехать, но накануне сломал ногу, гоняя на своем любимом мотоцикле. Вот и в фильме он играет престарелого француза, гоняющего на мотоцикле марки «Мамонт». Работая на бойне с 16 лет, его герой не утратил наивности и доброты, но не позаботился во время о своей пенсии. Пришлось собирать справки у бывших хозяев, которые ему не больно рады. Видимо, во французской налоговой системе тоже существует уловка оплаты труда «в конверте». Время от времени ему является в мечтах его первая любовь, которую играет красавица Изабель Аджани. Судя по тому, что в последнем отрывке она появляется с подтеком крови на виске, его первая жена погибла в аварии, в которой виноват был наш герой, и его мучает совесть. Хотя, если бы не кровь, и не ее реплика, «я прощаю тебя», то можно было бы подумать, что он просто видит свою старую, толстую жену такой, какой она была в молодости, и это было бы даже лучше, тоньше.
Порадовал перуанский фильм «Октябрь» (режиссеры братья Даниэль и Диего Вега). Кино в Южной Америке не очень развито, сказывается социальная напряженность в этих странах. Исключение составляет Венесуэла, штампующая «мыло», со скоростью автомата по выпуску этикеток на бутылки пива. И бразильская студия «Глобо», выпускающая сериалы, качеству которых могут позавидовать многие серьезные фильмы.
А тут настоящее хорошее кино из Перу. Об этом фильме речь еще пойдет.
«Пистолет Страдивари», (Украина, Россия, Алексей Луканев). Очень красиво, поэтично снята Одесса, все так весело, смотрибельно. Вот только авторы выдвинули претензию на жанр авантюрной комедии. А для авантюрной комедии здесь авантюризма-то и не хватает. Для того, чтобы авантюра на экране получила право жизни, она должна быть блестящей. Задумка мошенника должна потрясать зрителя своей непредсказуемостью, изяществом. Настоящими аферными гэгами. А не просто так, герой прикинулся не тем, кто есть. Ну, прикинулся, и что? Это для Одессы, я дико извиняюсь, не авантюра! Это еще в Париже сойдет за фокус, но не в Одессе! У нас бы его разоблачила какая-нибудь тетя Сара еще на подходе к своей двери.
Вот и зрителя не потрясает.
«Святой Джон из Лас-Вегаса» (США, Хью Родс). Тоже большой замах, да маленький удар. Автор сценария и режиссер Хью Родс объявил, что снимал свой фильм по мотивам Данте Алигьери. Сюжеты, конечно, разные, но мотивы не обязательно в сюжетах заключаются. «Божественная комедия» - произведение настолько глубокое, философское, всеобъемлющее, что из него любые мотивы можно черпать, в том числе и нравственные, например. Но хотелось бы, чтобы в таком случае современная реплика на знаменитую средневековую поэму немного поднималась до ее уровня размышлений. А иначе, давайте просто скажем себе, это такое кино и не больше. Не любят люди, когда их обманывают. Никто не любит.
«Детям до 16…» (Россия. Андрей Кавун). Фильм не только хороший по всем своим компонентам, но и очень нужный, своевременный. Это первый фильм для юных после перестройки, в котором режиссер не заигрывает с ними, опускаясь до их, зачастую панковского, а иногда и нарочито маргинального уровня, а говорит на равных, предупреждая о том, что жизнь – штука сложная, неоднозначная, наделать ошибок легко, а выйти из них трудно. Четверо молодых актеров справились со своей задачей замечательно, но все-таки наиболее органичной, искренней была Лянка Грыу, которую я вижу уже во втором фильме, и она явно профессионально растет. И опять же, об этом фильме, как и об «Октябре» речь пойдет дальше.
Вот такой срез программы фестиваля. А теперь итоги:
Главный приз и приз зрительских симпатий (они редко совпадают, но в данном случае совпали, что говорит о востребованности этого фильма) – «Детям до 16…» (Россия)
Приз за лучшую режиссуру: Юлиуш Махульский, фильм "Колыбельная" (Польша)
Лучшая актерская работа: Арнуд Бос, фильм "Кондитер" (Нидерланды)
Специальные призы жюри: фильмы "Октябрь", режиссеры Даниэль и Диего Вега (Перу)
и "Мое самоубийство", режиссер Дэвид Ли Миллер (США).
КОЕ - ЧТО ЕЩЕ, ПРИШЕДШЕЕ В ГОЛОВУ, ПОСЛЕ ПОСЕЩЕНИЯ 1-ГО ОМКФ
Кое-что первое: КИНОКРИТИКА, ГДЕ ТЫ, ВЫЙДИ!
После 1991 года в Украине начал выходить роскошный журнал: «Кiно-коло». Писали для него лучшие украинские кинокритики. Журнал был очень умный, да еще глянцевый, со множеством иллюстраций, высокая печать, полноцвет. Вобщем – пальчики оближешь. Да вот беда – облизывать некому. Такие издания красивы, но дороги. Они для элиты. А много у нас читающей о кино элиты? Простого народа всегда больше. Да еще половина журнала печаталась на английском языке, половина на украинском. Ну, просто шик. Только английская половина удорожала журнал более, чем вдвое. Кончилось тем, что издатель от своей игрушки отказался. Не рентабельно.
При советской власти в Украине выпускались дешевые специализированные издания –журнал «Новини кiноекрану», газета «На екранах України», весьма популярные в народе. В них не брезговали печататься и маститые критики. Но сейчас их нет, и роль киноизданий поневоле взяли на себя все остальные СМИ, заполнив нишу прежних дешевых киноизданий. Поэтому роль СМИ в описании процессов в кино в настоящее время неизмеримо выросла. По сути, новостные, информационные и аналитические газеты заменили собой специализированные, а журналисты-информационники вынуждены играть роль кинокритиков. Что отсюда вытекает?
Как говорят в Одессе, так таки да плохо.
Отсутствие в стране доступных по цене, дешевых изданий, где выступали бы профессиональные критики, привело к снижению уровня кинематографа в целом. В газетах любая информация по кино, сводится к просто информации. Кроме того, непрофессиональная критика зачастую является комплементарной, поскольку для написания таких статей не нужно ни специального образования, ни профессионального понимания кино, и журналист считает естественным для себя фильм похвалить. Да и сам факт публикации о фильме, читающим народом воспринимается, как похвала ему.
В конечном счете, все, что пишется сейчас о кино, свелось к описанию истории съемок фильма, забавных курьезов на площадке, биографии того или иного исполнителя, жареных фактов из личной жизни кинематографистов.
Аналитику, как таковую, разбор качества фильма никто не предлагает. Народ привык к такой примитивной пище, этакому фастфуду. И требует именно его. В Украине выросло целое поколение молодых людей, не знающих, что такое настоящая кинокритика. А неведение критериев, по которым судится кинофильм, приводит к снижению запросов широких масс зрителя. Не зная, что такое настоящее высокое кино, он требует низкопробное, и студии вынуждены идти ему навстречу, потому что им надо оправдать затраты на фильм и получить прибыль. То же самое, кинотеатры. Им приходится показывать такое кино, на которое зритель купит билет и пойдет смотреть.
Казалось бы, мелочь, не выходят дешевые киноиздания, а последствия этого уходят весьма далеко, снижая уровень кинематографа в целом.
Видимо, назрела насущная необходимость возобновить выпуск дешевой газеты, посвященной проблемам киноискусства, пусть на плохой бумаге, пусть в черно-белом варианте и журнала подобного «Новинам кіноекрану». Более того, возьму на себя смелость утверждать, что при всенародной любви к самому демократичному виду искусства, такие издания очень скоро станут окупаемыми, за счет большого тиража. Стоит лишь государству вложить небольшие деньги в подобное издание, и, где-то через год, оно уже сможет приносить прибыль.
Есть еще один негативный аспект широко распространившейся комплементарной критики.
Бывает, профессионалы также грешат комплементарностью, но уже по другим основаниям. Здесь в силу вступают личные отношения, симпатии, нежелание ссориться и другие соображения. В результате получается вот что. Режиссер, получивший положительную рецензию от друга-критика, вовсе не склонен думать, что она является плодом знакомства и добрососедства. Он искренне считает, что все эти похвалы вполне заслужил, ведь ему-то собственное произведение нравится. Иначе он бы его таким не снимал.
А вскоре он и на похвалившего его критика начинает смотреть, как на обслуживающий персонал, который обязан и далее его обслуживать в том же духе.
Следующий этап такого неправильного положения вещей настает тогда, когда у режиссера накапливается 5-6 и более, положительных рецензий на фильмы. Он уже приобретает право выдвижения на звание. И выдвигается. И мы получаем множество «народных и заслуженных», которые эти звания абсолютно ничем не заслужили, кроме как знакомством с тем самым критиком, которого они уже давно рассматривают, как обслуживающий персонал.
Именно таким образом, происходит девальвация почетных званий, девальвация профессии кинорежиссера, снижение уровня киноискусства в целом. А начинается с мелочи: нельзя ругать Ивана, у него недавно был инфаркт, неудобно не похвалить Петра, он столько вынес, пока эту картину снял. А если еще режиссер – председатель Союза кинематографистов, так попробуй его картину разобрать по косточкам, себе дороже, ведь и критик, член того же союза, только рядовой.
Второй способ выскочить в «остепененные» пришел, когда кино в Украине перестало сниматься вообще. Казалось бы… Но, наоборот, режиссер снял одну, притом слабую картину 20 лет назад, а больше кино в Украине вообще не снималось, но он же в этом не виноват. У него маленькая пенсия, давайте выдвинем его на звание, будет прибавка в 100 гривен. А народ смотрит на такого режиссера с почтением. И если по телевизору увидит фильм этого заслуженного деятеля искусств, то думает, что фильм хороший, ведь постановщик за него звание получил. И опять таки, происходит снижение уровня кинообразования масс, тех людей, ради которых кино и существует. Снижения уровня востребованности хорошего кино.
Более того, в Одессе даже появился конферансье «народный артист». В принципе такое возможно, если он ведет конферанс, на который люди специально приходят послушать, если он сам пишет свои тексты и в них вставляет какие-то злободневные пассажи, когда его конферанс хоть чем-то отличается от простого объявления номеров в концерте. Но нет, ничем не отличается. Выходит человек и объявляет: «А сейчас споет…» и все. Правда, он иногда и сам пытается петь у рампы, но для полноценного пения ему не хватает голоса и остальных шести нот. То есть одна нота есть, а остальных шести нет. Погулять ушли. Но зато он – народный артист. Каким образом, приходится только догадываться. Так что, кинематографистам грех жаловаться, снять даже одну картину – очень тяжелый труд, это почище будет, чем один концерт отчебучить.
Больно становится за тех, кто получал свое высокое звание в советское время, когда артисты действительно были всенародными любимцами. Создавали образы, становившиеся символом эпохи. Больно за Раневскую, Папанова, Ефремова, Янковского, Быкова, которых мы «опустили», насильно поселили в компании людей, не дотягивающих до просто профессионального уровня.
Свое слово об этом должны были бы сказать критики. Но где они, и где их слово? На каких страницах?
Кинокритики, где вы, ау-у-у-у!
Кое-что второе: ДВЕ ЖАБЫ И ОДНА КИНОКАМЕРА
В кино появилось явление, которое несет большую опасность оболванивания масс. Мы сейчас присутствуем при рождении нового вида искусства – «Порнография в жанре кинофильма».
Редкий фильм, даже очень тонкий, не включает в себя грубый, животный секс. А иногда эта тема становится просто ведущей. Где корни этого явления? На пресс-конференции режиссер призового фильма «Детям до 16», на мой вопрос, зачем он насовал в свой фильм столько брутального секса, ответил так: «Почему Бертолуччи, - спросил он, - Вам нравится, а я, Андрей Кавун, не нравлюсь?» И добавил, что секс - очень важная составляющая человеческой жизни.
Начать надо с того, что Бернардо Бертолуччи адресовал свои фильмы взрослым зрителям, а не «Детям до 16-ти». Затем добавить, что он исследовал секс, как человеческую страсть, иногда даже как извращение, а Андрей Кавун вроде бы исследовал подростковый поиск идеала, первые возвышенные чувства. А не либидо.
А вот с тем, что секс очень важная составляющая человеческой жизни, согласна. Но еда важнее. Без секса жить плохо, тяжело, но можно. Без еды и питья нельзя. И даже, извините, не ходить в туалет два месяца, тоже не получится. Значит, и это важнее. Но никому в голову не придет, показывать процесс жевания пищи в течение 10 минут, а затем смаковать, как она опускается по пищеводу, как открывается брыжейка и так далее.
Значит, дело не в этом. А вот в чем.
Во-первых, режиссер идет по пути наименьшего сопротивления. Я его называю – путь чукчи. То есть, что вижу, то пою. Гораздо проще поставить камеру, раздеть актеров и сказать: играйте, что занимаетесь сексом, чем напрягаться, и искать, как выразить эту мысль на киноязыке. Нужно было бы найти какие-то детали, которые сказали бы зрителю больше, чем прямой показ на экране. И эмоционально, такое догадывание, расшифровка деталей, действует намного сильнее, чем прямой показ. Умолчание – источник эмоции и мысли, говорение часто не содержит смысла, смысл в том, что не проговаривается, умалчивается. Но для того, чтобы разговаривать со зрителем на настоящем киноязыке, нужен специфический талант, потому что это язык, который по учебнику не выучишь, он каждый раз заново создается в голове режиссера, если он талантлив, а если нет, то режиссер идет по пути чукчи. (К Андрею Кавуну не относится, он просто отдал дань моде, ну вроде как сапоги в ковбойском стиле надел, так сейчас принято).
Но, вот замечательный перуанский фильм «Октябрь» братьев Даниэля и Диего Вега. Их герой Клементе, одинокий, и в общем-то хороший человек, не желая связывать свою жизнь с одной женщиной, ходит к проституткам и отталкивает ту, что могла бы составить его счастье. Для того, чтобы показать бездуховность, чистую физиологичность удовлетворения им своих естественных потребностей, режиссеры снимают во весь рост актера, лежащего на толстой старой проститутке с тупым лицом. Актеры очень натурально изображают половой акт. Однако, достаточно было бы показать сначала эту непривлекательную женщину в процессе раздевания, затем ее же лежащей, и крупным планом только руку Клементе, которая грубо рвет ее за волосы. И все было бы ясно без ненужного натурализма. Или снять что-нибудь, возможно более красноречивое. Но это ж придумать надо было. А так проще, поставил камеру, и… «мотор!» И это при том, что в общем-то весь фильм, особенно финал, снят в манере, оставляющей зрителю поле для домысливания, что присуще высоким произведениям кино.
Во-вторых. Я думаю, что здесь режиссер невольно, не понимая этого, выполняет социальный заказ. Тем, кто стоит у власти, не нужны мыслящие люди, не нужны интеллектуалы, не нужны эстеты, им нужна управляемая биомасса. Масса, которая не поднимается выше инстинктов. Как андерсоновские жабы - поели, можно и поспать, поспали, можно и поесть. Если б Андерсен не писал для детей, то в эти два действия, он бы включил третье - секс. Это лучшее средство затуманивания мозгов и увода мотивации действий человека в сторону. В СССР таким отвлекающим средством служил полубесплатный труд на благо Великой Родины. Сейчас многие работают на себя, и правителям для биомассы понадобился новый манок.
Привожу пример. На передаче у Андрея Малахова, участникам разного возраста задают вопрос: почему люди боятся стареть? И все отвечают, потому что они теряют свою сексуальность, возможность найти сексуального партнера. Ни один не сказал, что старость, это, прежде всего утрата будущих свершений, утрата возможности что-то достичь, что можно сделать только в молодости. То есть творческая и профессиональная реализация личности, этих людей не интересовала, по их мнению, человек создан только для секса. А мнение это им навязали кино и ТВ не без помощи тех, пишущих о кино критиков, которые не хотят замечать этот губительный процесс и как-то ему противостоять.
И как мальчишка, который смотрит по ТВ рекламу пива, а потом, зомбированный, бездумно идет к киоску, покупает его и пьет, себе на потраву, а производителю на потребу, так и режиссер бездумно выполняет заказ правящей властной элиты, на создание пыхтящей, потной, трясущейся в сексуальных пароксизмах биомассы без других идеалов в голове.
Библия учила: не хлебом единым жив человек. Прошло три с половиной тысячи лет, и нас стали учить жить только хлебом и сексом.
В великом искусстве кино существовали великие идеалы.
Эти идеалы опустили ниже пояса. Да-да, именно туда, в это самое место.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А что тут заключать? Фестиваль есть, фестиваль будет и дальше, и это здорово! Вот только хочется добавить слова красавца с накачанными бицепсами, киевлянина из Голливуда, Вадима Перельмана, сказанные им на мастер-классе: «Ребята, а на хер вам тот Голливуд? Снимайте тут, я тоже вот думаю в Украину возвращаться…» |