Великая неотечественная гражданская война
(О книге А. И. Деникина. Очерки русской смуты)
«Неужели и доселе мы должны служить чужим интересам, забывая жизненные интересы России!»
Из резолюции Киевского клуба Русских националистов.
«Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны».
Федор Тютчев.
В истории стран есть этапы, которыми можно гордиться, есть этапы, о которых можно сожалеть. События, произошедшие в России в начале ХХ века, – это как Варфоломеевская ночь во Франции. Гражданская война – критический период русской истории, когда погибла одна страна, одна цивилизация и возникла другая. Эта трагедия в нашем общественном сознании зачастую умалчиваемая, закрыты причины и неусвоенные уроки. Но мы, малороссы, не продвинемся в своей самоориентации ни на шаг, если не уясним суть происходящего в Гражданскую войну, чья горячая фаза окончилась 90 лет назад. Точку зрения красных мы изучали в школах, а каков он – белый патриотизм?
«Ленинградское издательство» в самом начале 2010 года выпустило исторический бестселлер русского генерала, героя Русско-японской и Первой мировой войны, одного из руководителей Белого движения – Антона Ивановича Деникина. Как талантливый писатель он оставил потомкам Очерки русской смуты о драматических событиях истории России, участником которых ему довелось быть. Его очерки – это искренний, волнующий и горький рассказ в трех томах, об эпохе смутного времени и непростой судьбе Отечества.
По мнению Владимира Владимировича Путина, дневник генерала Деникина следует обязательно прочитать всем, кто интересуется русской историей. В них, считает Премьер, рассматриваются вопросы остроактуальные на сегодняшний день. Трагические страницы нашей истории описанные добровольцем… В недалеком прошлом за чтение этих книг можно было угодить в тюрьму. Но сегодня появилась возможность прикоснутся к жестокой правде лихолетья России. И кто может лучше и откровенней описать крушение великой державы и братоубийственную бойню, чем сам участник тех событий – легендарный фронтовой генерал из простого народа – А.И. Деникин.
…Можно воевать, защищая свою Родину или свои убеждения. Генерал Деникин в Первую мировую, защищал свою Родину, в Гражданскую войну воевал, защищая свои убеждения. Во время Второй мировой войны немцы обратились к нему: «Мы начинаем освободительную войну с Россией против еврейских большевиков. Вы вели Гражданскую войну, так идите с нами, освобождайте Россию, пользуйтесь возможностью!» Генерал ответил: «В братоубийственной Гражданской войне я воевал, защищая свои идеалы. И ни в коем случае я не могу на вашей стороне напасть на свою Родину». Подавляющее большинство белого офицерства добровольческой армии строго осудило таких людей как генерал Власов. Белая гвардия, за редким исключением, считала генерала Власова предателем, которому была поручена армия, чтобы защищать страну от внешнего врага, а он перешел на его сторону. Соратники Деникина чужды русофобии, особенно когда эта русофобия организована и поддерживаемая как внутри так и вне Отечества.
Читая Очерки русской смуты часто встречаешь не только военное, но и идейное противостояние Деникин – Брусилов, примкнувшего к Ленину. Ленин, получивший образование в классической гимназии и лучшем российском университете, свирепо ненавидел «запах ладана и блинов», презирал «отцовские гробы» и национальную историю, национальную религию, носительницу просвещения и нравственности, русскую интеллигенцию, а русских мыслителей выслал за рубеж. Зато «вождь из запломбированного вагона» без капли гордости за российскую цивилизацию обожал Каутского и Либкнехта, ЧК, комбеды, Красную армию, идеологию террора и классовой ненависти… Генерал Брусилов перешел на сторону красных.
Это сегодня, наследники комиссаров сокрушаются по поводу гибели в огне сталинских репрессий руководства Красной армии. На «незалежной» Украине оплакивают командующего Киевским округом Иону Якира. Но в Гражданскую войну Иона Якир истребил лишь в Крыму не меньшее число белых офицеров, чем сталинские репрессии, поверивших призывам генерала Брусилова, что Гражданская война закончилась. Не на патриотизме строили свою власть большевики, и что оставалось делать «неисправимым патриотам». Да и сегодня мы поем: Россию Игоря Талькова:
Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам.
Очерки русской смуты представляют большую ценность многочисленными, приведенными в них документами. Особенно интересны разделы о гетманщине, сменившей по воле германского командования «правительство» Центральной рады. Описывая гетманщину, Деникин доказывает, что в этот период большевики на Украине находились под особым покровительством германских оккупационных властей. А вот как он описывает Одессу «директорского» периода: «По концентрации спекулянтских элементов и плутократии, по темпераменту и размаху Одесса превзошла тыловые центры всех фронтов». Действительно – кому война, а кому мать родна. Интересен и такой факт, – созданная при Скоропадском Академия наук, первые деньги получила, когда в Киеве были добровольцы, самостийникам с «директории» было не до «витчизнянои науки», главным для «сичевых стрильцив» была замена вывесок. Презрительно едок и саркастичен Антон Деникин в описании галичан и петлюровцев… Но один документ за подписью генерала, перед освобождением Киева, хочу привести полностью, это «Обращение Главнокомандующего к населению Малороссии».
«Доблестью и кровью армий одна за другой освобождаются русские области от ига безумцев и предателей, давших обманутому народу рабство вместо счастья и свободы.
К древнему Киеву, «матери городов русских», приближаются полки в неудержимом стремлении вернуть русскому народу утраченное им единство – то единство, без которого великий русский народ, обессиленный и раздробленный, теряя молодое поколение в братоубийственных междоусобиях не в силах был бы отстоять свою независимость; то единство, без которого немыслима полная и правильная хозяйственная жизнь, когда Север и Юг, Восток и Запад обширной державы в свободном обмене несут друг другу все, чем богат каждый край, каждая область; то единство, без которого не создалась бы мощная русская речь, в равной доле сотканная вековыми усилиями Киева, Москвы и Петрограда.
Желая обессилить русское государство, прежде чем объявить ему войну, немцы задолго до 1914 года стремились разрушить выкованное в тяжелой борьбе единство русского племени.
С этой целью ими поддерживалось и раздувалось на юге России движение, поставившее себе целью отделение от России ее девяти южных губерний, под именем «Украинской державы». Стремление отторгнуть от России малорусскую ветвь русского народа не оставлено и поныне. Былые ставленники немцев – Петлюра и его соратники, положившие начало расчленения России, продолжают и теперь совершать свое злое дело создания самостоятельной «Украинской державы» и борьбы против Единой России.
Однако же от изменнического движения, направленного к разделу России, необходимо совершенно отличать деятельность, внушенную любовью к родному краю, к его особенностям, к его местной старине и его местному народному языку.
Ввиду сего, в основу устроения областей Юга России и будет положено начало самоуправления и децентрализации при непременном уважении к жизненным особенностям местного быта.
Оставляя государственным языком на всем пространстве России язык русский, считаю совершенно недопустимым и запрещаю преследование малорусского народного языка… Каждый может говорить в местных учреждениях, земских, присутственных местах и суде по-малорусски. В казенных школах, если найдутся желающие учащиеся, могут быть учреждены уроки малорусского народного языка в его классических образцах. Равным образом не допускать никаких ограничений в отношении малорусского языка в печати».
…Гибель в Гражданской войне, развязанной большевиками и сепаратистами, гибель во время войны в голоде и болезнях двенадцати миллионов граждан России – это страшная национальная катастрофа. За ней – цивилизационный откат. Многие годы злоба и непримиримость красных публицистов, сосредоточенная на белом патриотизме, лишь загоняли в угол красную идею. Пройдитесь и сегодня по улицам русских и российских городов, многие из них носят имена цареубийц. Но, читая, почти сорок глав дневников Антона Деникина, хочется верить, что в России возникнут национальные идеалы. В частности, жестокое и твердое презрение к культу стяжательства, к криминалу, к презренной коррупции, к отщепенству и сепаратизму. Сегодня у русского народа есть желание выдюжить. Отсюда такая массовая поддержка державных идей Путина, а в Малороссии, Слобожанщине, Новороссии голосование за Януковича. Ни царской империи, ни советского строя уже не будет, но в одном уверен, извлекая уроки из Очерков русской смуты, в государственность России неизменно впитается белая и красная русская национальная жизнь. Возродившиеся общественные идеалы поставят на свое место героев, среди которых найдется место и для Антона Ивановича Деникина, в 1921 году написавшего: «Ибо за рубежами русской земли стучат уже заступами могильщики и скалят зубы шакалы в ожидании кончины России. Не дождутся. Из крови, грязи, нищеты духовной и физической встанет русский народ в силе и в разуме». |