Анатолий Артюх
Анатолий Артюх - сотрудник миссионерского отдела Гатчинского благочиния. Г. Гатчина.
«О явлениях негативных, печалящих нас, мы также не должны умалчивать, но говорить о них откровенно, с тем чтобы изжить, преодолеть имеющиеся недостатки и пороки».
Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на заседании Епархиального собрания города Москвы15 декабря 2004 года.
06.09.10 Иисус Христос уклонялся от намерений иудеев сделать Его царём земного царства — Израиля. У Него были другое предназначение. А много ли Божьих служителей сегодня следуют своему призванию и предназначению? Сколько из них соблазнилось заниматься бизнесом в ущерб Божьему делу и призванию?! Кстати, в словаре Даля одно из значений слова «мамона», «мамонить» - это соблазнять, прельщать. И, к сожалению, сегодня людей мамонят не только в банках и магазинах, но и в Святых храмах. Но разве Господь не в состоянии обеспечить наши нужды, или в нас настолько ослабела вера, что стоит обращаться за помощью к другому богу? Пытаясь поклоняться двум господам — Богу и мамоне - и священники, и миряне должны помнить - Бога обмануть невозможно. Подобное поведение выглядит как насмешка, но не обманывайтесь: Бог не позволяет над Собой насмехаться (Гал. 6:7).
В своё время Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II указал на опаснейшую тенденцию "коммерциализации" Церкви и уподобил храмы, торгующие "церковными услугами", коммерческим фирмам. "Ничто так не отторгает от веры людей,- подчеркнул он, – как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом". Предстоятель Русской Православной Церкви предостерег, что "материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой все живое и духовное" и запретил взимать плату за совершение Таинств (крещение, венчание, отпевание и соборование), то есть торговать "церковными услугами". Превосходство коммерческих интересов над духовными задачами в приходской жизни Святейший Патриарх назвал "тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления".
Мне довелось услышать от некоторых православных священников, что, мол, указания Святейшего Патриарха Алексия уже не действительны, «ведь он же представился…» После тщетных попыток скрыть недоумение, я попытался объяснить, что у нас в Православной Церкви, не как у латинян. Это они имеют полное право сказать: «у нас новый Папа, и если он говорит полностью противоположное предыдущему, то он прав. Если следующий будет говорить другое, то будет прав следующий». На то они и католики, чтобы Пап слушать. Это у них Папа заменяет Христа и значит, безгрешен… на время земной жизни, а после его смерти, они смело могут сказать: «Он ошибался».
У нас, православных, по-другому. Вот и нынешний Святейший Патриарх Кирилл на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года отметил… «что все указания моего предшественника Святейшего Патриарха Алексия, особенно касающиеся дисциплины, благоговения при совершении богослужений, дежурств священников в храме в течение всего дня, остаются неизменными». Тогда почему лишь в некоторых храмах прислушались к словам Патриарха? И кто виноват в том, что существуют поборы в храмах. Настоятели, которые пекутся о своём личном материальном благополучии, или прихожане которые не жертвуют на жизнь прихода, а пытаются купить таинства, иконы, свечи…
У «Битлз» была песня, «CAN'T BUY ME LOVE», то есть «Любовь нельзя купить». Они, конечно, пели о любви между мужчиной и женщиной. И были правы, даже с точки зрения человеческих отношений. А разве можно продать или купить Любовь с большой буквы, Любовь, с точки зрения Православной веры? Нельзя! Но попытки в истории Церкви были и, к сожалению, есть. Когда некий Симон хотел купить за деньги чудотворную силу Святого Духа, которой обладали Апостолы, Петр ответил ему: "Серебро твое с тобою да будет в погибель, потому что ты помыслил дар Божий сребром стяжати" (Деян. 8:18-24). Оттого стало называться по имени этого Симона "симонией" всякое действие и желание, напоминающее указанное покушение Симона. Осуждение апостолом Петром этого покушения стало для первых христиан страшным примером, и не только какая-либо продажа или покупка святыни, но даже и самое желание этого считалось самым гнусным делом и величайшим злодеянием.
В Святом Писании об отношении к богатству земному говорится много. И про торговлю в храме, и про Иуду Искариота, и про Мамона, языческого бога у древних сирийцев, олицетворяющего богатство и земные блага. Сегодня Мамона - это жадность, жажда наживы, власть денег и страсть к деньгам... То, что Иисус упоминает Мамону в одном ряду с Богом, показывает ту огромную власть, которую дух жадности, сребролюбия и страсть к деньгам имеет над людьми. Сегодня весь мир молится этому божку, который умеет принимать различные имена и формы. Сейчас его называют, «Доллар», «Евро», «Рубль», «Бизнес», «Рынок», «Выгода», «Банк» «Шоппинг»… продолжать можно бесконечно. Мир неистово катится по наклонной. Но Господь не оставил людей, Он благословил островки Своего царства на земле. Но и туда люди пустили этого языческого божка.
Горько смотреть на то, как бабушка в храме, во время пения Херувимской, подходит с подносом к прихожанам, и они суетливо начинают искать мелочь в карманах. Горько, когда в храме висит вывеска, «соборование - 300 руб., крещение - 1000 руб., венчание - 6000 рублей». К слову сказать, и соборование, и крещение, и венчание – это таинства, такие же как евхаристия, миропомазание, хиротония, исповедь. Почему же на продажу выставили только три таинства из семи существующих. Если Патриарх не указ, то можно поставить ценники на все остальные, «исповедь - 2000 руб.», «священство - 1000 000 руб.» и так далее. Как кому- то не хочется, но, слава Богу, не католики мы, индульгенции не выдаём. Хотя даже они официально отказались от подобной практики. Но вот соборовать или крестить продолжаем по тарифам.
На богословских курсах в Александро-Невской Лавре ученикам объясняют, что такое Православные Таинства. Например, соборование или елеосвящение. Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Богослужение Таинства елеосвящения состоит из трех частей: во-первых, молебного пения; во-вторых, освящения елея и, в-третьих, собственно помазания елеем. На самом деле, в большинстве храмов страны, соборование состоит из четырёх частей. На первое место, вопреки словам Патриарха, вопреки уставу, вопреки совести, поставлена продажа этого Таинства болящим, коими мы все в той или иной мере являемся. А на курсах в Лавре я своими ушами слышал от преподавателя: «Боже упаси священника взять за соборование хоть копейку». Речь идёт не о добровольном пожертвовании человека, а о назначенной заведомо плате. Когда человек от сердца добровольно вносит свою лепту, или благодарит священника за труды – это пожертвование. Когда висит жёсткий ценник – это гнусная нажива на наших немощах.
На моих глазах пожилая женщина у свечной лавки одного гатчинского храма, дрожащими руками доставая деньги на оплату елеосвящения согласно ценнику, обнаружила, что у неё не хватает ста рублей до трёхсот. Продавщица решительно отказалась записывать её имя в список соборующихся. Мне, всё же, удалось убедить… внести имя женщины в список за те деньги которые у неё были. За следующую бабушку заплатила незнакомая ей девушка, а ещё одна пожилая прихожанка была вынуждена уйти из храма из-за отсутствия нужной суммы. А сколько людей, напротив, не хотят идти в храмы, где присутствует дух стяжательства? И вот официальная позиция Церкви по этому вопросу.
Заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин:- Святейший Патриарх Алексий неоднократно говорил о недопустимости такого рода прейскурантов. В большинстве храмов Москвы их нет или никогда не было. В храме Живоначальной Троицы в Хорошеве, где я служу, таких поборов не существует. Каждый оставляет, сколько может. Я сам не раз крестил нуждающихся бесплатно. Церковная практика показывает: чем меньше требуешь, тем больше получаешь.
Настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери (Дубна) священник Виталий: - На самом деле все услуги в Русской православной церкви Московского патриархата - бесплатные! Цены, которые назначаются в храмах или монастырях, - это примерная сумма ПОЖЕРТВОВАНИЯ, причем добровольного. Любой человек ВПРАВЕ подойти в храме к свечному ящику и заказать ЛЮБУЮ требу: венчание, соборование, отпевание и так далее. И служители храма обязаны принять ее, а священнослужители исполнить совершенно БЕСПЛАТНО. Если служащие в храме откажутся принять заказ, надо потребовать настоятеля и заказать непосредственно ему. Если и он откажется принять требу бесплатно, то надо сообщить (написать) правящему архиерею или предупредить об этом намерении настоятеля. Уверяю вас, настоятель обязательно распорядится принять любую требу бесплатно. К сожалению, большинство верующих не знают этого порядка в церкви. К еще большему сожалению, не знают о нем или молчат и служащие за свечным ящиком. Если совесть не позволяет пользоваться требами бесплатно, то можно платить за требы столько денег, сколько позволяет кошелек - хоть один рубль. Повторюсь, все расценки в храме на требы и товары условны. Это приблизительный размер пожертвования. Отсутствие возможности оплаты не служит препятствием совершению каких-либо таинств и обрядов.
Видимо нужно, что бы у каждого благочинного на руках был документ, в котором будет чётко написано, что торговать в церкви нельзя, то есть будет письменное распоряжение, без которого сегодня священники не могут принять правильное решение в отношении денег в храме. Ели мы не научились слышать голоса совести и голоса Патриарха, то может быть уничтожать мамону в храмах нужно по приказу сверху? Хотя Святейший Патриарх и не Генеральный секретарь, но многие в сегодняшней Церкви воспринимают только совковую бумажно-приказную форму «послушания».
Однажды, один мой знакомый педагог, читая лекции о нравственности в школе, задал ученикам 8 - 11 классов 50 вопросов, чтобы определить темы которые их интересуют. Среди прочих был и такой: «Почему священники ездят на дорогих машинах?». К его удивлению он занял первое место по заинтересованности школьников. Почему детей так беспокоит это? После развития темы выяснилось, что большинство учащихся не ходят в Церковь, потому что искренне считают, что их там обманывают, на них наживаются. Откуда у детей такое стойкое заблуждение и протест? Выяснилось, что в 90% мнений на это повлияли цены на товары и услуги в церковных лавках. Конечно это лишь удобная отговорка, несостоятельность которой была доказана школьникам, но… серьёзно задуматься есть о чём.
Церковь наша Соборная, и миряне тоже несут немалую ответственность за происходящее на приходах. И слишком просто было бы всю вину возложить на священников. Священство - это тяжелейший крест, далеко не каждому под силу. И задача мирян всячески помогать батюшкам, в том числе и материально. Даже малая жертва от чистого сердца – дорогого стоит. А всегда ли мы готовы без напоминания прейскурантов, отдать деньги ради Христа, и не пожалеть об этом? Надо задать себе вопрос: что мы готовы дать Господу? Чего стоит наша лепта? Надо признаться в том, что зачастую нам выгодны фиксированные цены в храмах. Они освобождают нас от раздумий по поводу размера пожертвования. Хотя его величина - это эквивалент нашей любви к Господу, и это не обязательно деньги.
Нам мирянам стоит отучаться приходить в святой храм как в дом бытовых услуг. Церковь - это совсем другое. Мало забежать туда, купить десять свечек и, расставив их по углам, убежать на огород или дачу поливать помидоры, а потом на лавке гордо говорить соседкам: « Я в церковь хожу…» В Библии прописано каждое мгновение нашей жизни, и прошлой жизни человечества, и настоящей, и будущей. И стоит задуматься над словами, которые сказал Господь за 400 лет до Рождества Христова людям через Святого Пророка Малахию:
«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: ‘чем обкрадываем мы Тебя?' Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф». Малахия 3:8-12
Венчание в церкви – это важнейшее событие для молодой пары. Кому-то всё равно, где совершить обряд, но кто-то хочет выбрать для венчания особенное место. Это может быть хорошо знакомая приходская церковь или, напротив, кафедральный собор. В каталоге Marry.ua вы найдёте список храмов, где можно провести обряд венчания.
|